Властью называется способность и
возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие
на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств.
Существенными признаками отношений власти можно считать:
1) наличие не менее двух партнеров;
2) приказ, который является выражением
воли отдающего его по отношению к тому, кем этот приказ должен быть
выполнен, с угрозой санкции за неповиновение;
3) общественные нормы, устанавливающие,
что отдающий приказ имеет право это делать, а тот, к кому относится
приказ, должен его исполнить;
4) подчинение воле, выраженной в приказе.
С одной стороны, власть в обществе
представляет собой механизм, предназначенный для сглаживания и
урегулирования социальных конфликтов (конфликтный аспект власти), с
другой — организацию для достижения общих целей (целевой аспект власти).
Всякое общество нуждается во власти, которая является необходимым
условием его функционирования как социальной системы, и поэтому
возникает вместе с ним.
В первобытном обществе власть носила
непосредственно общественный характер, поскольку все основные вопросы
решались на родовых собраниях. Специального же аппарата, который бы
занимался только управлением общественными делами, в родовой организации
не было. Однако созывались родовые собрания крайне редко. Их ход, как
правило, регулировался и направлялся советом старейшин, который разрешал
споры, согласовывал действия членов рода при проведении
сельскохозяйственных работ и т. д. Постепенно первобытное общество
отходит от принципа равенства всех своих членов как в работе, так и в
быту. Власть сосредоточивается в руках вождей, которыми становились
мужчины имевшие высокий общественный статус и признание. Они выделялись
среди своих сородичей даже внешне — носили отличающую их от других людей
одежду. В родовом обществе вожди в основном занимались организацией
военных походов и распределением добытого как на войне, так и в процессе
хозяйственной деятельности рода, а также осуществляли контроль за
обменом и торговлей. В выполнении этих функций им помогал особый штат
помощников.
Вождество представляло собой особый тип
власти, сложившийся в первобытном обществе на позднем этапе его
развития, и являлось одной из разновидностей политической власти. Политической называется такая власть, которая основана на принуждении одной группы людей в отношении другой.
Политическая власть начинается там, где способность влиять становится
не межличностной (в семье), не узкогрупповой (в отдельной группе,
коллективе), а распространяется на отдельные общественные группы и
общество в целом. Для осуществления политической власти необходимо:
1) общественное разделение между группой, осуществляющей власть, и группами, в отношении которых эта власть осуществляется;
2) организованное принуждение в общественном масштабе.
Политическая власть обладает свойствами
обязательности и принудительности для всех членов общества, правом
узаконенного применения силы по отношению к ним. Политическая власть
подразделяется на государственную и общественную. Государственной
называется политическая власть, осуществляемая посредством специального
аппарата (государства). Общественная власть формируется партийными
структурами, общественными организациями, средствами массовой
информации, общественным мнением и т. д.
Источники (или ресурсы) власти — реальные и
потенциальные средства, которые используются для укрепления власти.
Широко распространена классификация ресурсов власти на экономические,
социальные, культурно-информационные и силовые К экономическим ресурсам
относят материальные ценности в самом широком смысле, к социальным —
систему различных привилегий и льгот, престижные и высокооплачиваемые
должности и т. д., к культурно-информационным — знания и информацию, к
силовым — институты физического принуждения (армия, полиция и т. п.).
Однако эффективность власти во многом зависит и от ее легитимности (от
лат. legitimus — законный). Власть признается легитимной, если она не
навязывается силой, а принимается массами и опирается на их добровольное
согласие подчиняться ее велениям. Легитимная власть воспринимается
населением как правомерная и справедливая. Термин «легитимность» был
введен в научный оборот известным немецким социологом М. Вебером
применительно к господству. Сам Вебер выступал против отождествления
понятий «власть» и «господство». Последнее, по его мнению, предполагает,
что одна из взаимодействующих сторон требует повиновения, а другая
добровольно повинуется. В зависимости от мотивов добровольного
подчинения Вебер выделял три типа легитимного господства.
Традиционное господство обусловлено
традициями, обычаями, привычкой. Этот тип легитимности опирается на веру
не только в законность, но и в святость издревле существующих порядков.
Традиционные нормы имеют обязывающую силу по отношению как к населению,
так и к правящей элите.
Легальное (или рационально-легальное) господство
основывается на признании добровольно установленных юридических норм,
регулирующих отношения власти. При таком типе легитимности законам
подчиняются не только управляемые, но управляющие. Проводником основных
принципов рационально-легального господства является бюрократия. В
наиболее полном виде легальное господство воплощено в правовом
государстве.
Харизматическое господство (от
греч. charisma — божественный дар) опирается на авторитет лидера,
которому приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как
качество и способность, дарованные Богом, природой, судьбой.
Харизматический лидер руководствуется в своей деятельности не
действующими юридическими нормами, а собственным вдохновением. Неудачи
такой власти могут привести к исчезновению веры в необыкновенные
качества вождя и разрушению основ харизматического господства.
Харизматические лидеры приходят к власти, как правило, в условиях
социально-политического кризиса. Поэтому харизматическая легитимность
политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного
существования. После общественной стабилизации харизматическое
господство трансформируется в традиционное или легальное. Традиционный и
рационально-легальный типы легитимности более долговременны.
Описанные выше типы политического
господства редко встречаются в чистом виде: в реальной политической
практике они переплетаются и взаимно дополняют друг друга.
Легитимность может быть как обретена
властью, так и утрачена. Поэтому предметом постоянной заботы правящих
групп является легитимизация власти, т.е. обеспечение ее признания и
одобрения со стороны управляемых. О степени легитимности власти можно
судить по уровню принуждения, необходимого власти для проведения
собственной политики, по силе проявления гражданского неповиновения (как
в активных, так и в пассивных формах), по результатам выборов и т. д.
Легитимность следует отличать от
легальности (законности), которая понимается как формальное, правовое
закрепление власти в соответствующих государственных актах. Получить
юридическую законность (легальность) для тех, кто взял в свои руки
власть, несложно. Легальность может быть присуща и нелегитимной власти.
|