В соответствии с Конституцией РФ
судебная власть в России представляет собой самостоятельную и
независимую сферу публичной власти. Главная функция судебной власти —
вершение правосудия которое может осуществляться только судом в особой
процессуальной форме. Совокупность всех судов государства, имеющих
общие задачи и связанных между собой отношениями по осуществлению
правосудия, называется судебной системой. Судебная система
Российской Федерации устанавливается Конституцией и Федеральным
конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» ( 1996
г.). В настоящее время судебная система РФ состоит из Конституционного
Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебную систему субъектов РФ составляют конституционные (уставные) суды и мировые судьи.
Судебная система РФ состоит из трех
звеньев — высшего, среднего и основного. Под звеном судебной системы
понимаются суды, наделенные однородными полномочиями. Выполнение
определенных функций характеризует суд как инстанцию. Судебная инстанция — стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией. В российском гражданском и уголовном процессе различают суды первой, второй (кассационной) и исключительной (надзорной) инстанции. В арбитражном процессе с 1995 г. введена также апелляционная инстанция.
Суд первой инстанции — это суд, управомоченный на рассмотрение дела по
существу (непосредственное исследование и установление в судебном
заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответственно решения,
приговора, определения). В качестве кассационной инстанции суд в целях
проверки законности и обоснованности рассматривает дела по жалобам и
протестам на решения, приговоры, определения судов первой инстанции до
их вступления в законную силу. Кассационная инстанция, в качестве
которой выступает суд, непосредственно вышестоящий по отношению к суду,
вынесшему решение, а) оставить приговор или решение без изменений-
б) отменить их (полностью или частично) и
на править дело на новое расследование (как правило" в тот же суд первой
инстанции, но с иным составом судей);
в) отменить приговор и прекратить производство по делу;
г) изменить приговор или решение.
Указания кассационной инстанции
обязательны при вторичном рассмотрении дела, хотя она не вправе считать
доказанными факты, которые не были установлены в суде первой инстанции,
предрешать вопросы о доказанности обвинения, о достоверности того или
иного доказательства.
Апелляционная инстанция, так же как и
кассационная, рассматривает не вступившие в силу решения суда первой
инстанции. Однако, выступая в качестве апелляционной инстанции, суд
проверяет существо решения нижестоящего суда, повторяя заново
исследование имеющихся в деле и вновь представленных доказательств,
после чего либо утверждает обжалованное решение, либо, отменив его,
выносит новое, т. е. пересматривает решение суда первой инстанции не по
отдельным вопросам, а по существу всего дела в целом.
В качестве надзорной инстанции суд
рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения,
постановления судов первой, кассационной и нижестоящих надзорных
инстанций, вступивших в законную силу.
Особое место в судебной системе РФ
занимает Конституционный Суд РФ, статус которого регулируется
Конституцией РФ, федеральными конституционными законами «О судебной
системе РФ» и «О Конституционном Суде РФ» ( 1994 г.).
Конституционный Суд РФ — судебный орган
конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий
судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституцион ный Суд РФ — суд высшего звена (конституционная юстиция в
России не имеет среднего и основного звеньев). В состав Конституционного
Суда входят 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению
Президента. Судьей Конституционного Суда может быть гражданин Российской
Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с
безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж
работы по юридической специальности не менее 15 лет, обладающий
признанной высокой квалификацией в области права. Предельный возраст для
пребывания в должности судьи — 70 лет. Срок полномочий — 12 лет
(назначение на должность судьи Конституционного Суда на второй срок не
допускается). В пленарном заседании Конституционного Суда судьи тайным
голосованием из своего состава избирают Председателя, заместителя
Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда (сроком на три
года). В составе Конституционного Суда образуются две палаты (10 и 9
судей соответственно).
Полномочия Конституционного Суда РФ: 1)
разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов,
нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания, Правительства
РФ, конституций, уставов и иных нормативных актов субъектов РФ,
договоров между органами государственной власти Федерации и ее
субъектов, а также не вступивших в законную силу международных договоров
РФ. Форма обращения — запрос, субъекты обращения — Президент РФ, Совет
Федерации, Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или
депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный и Высший
Арбитражный суды РФ, органы законодательной и исполнительной власти
субъектов РФ;
2) разрешение споров о компетенции между
федеральными органами государственной власти, между органами
государственной власти РФ и ее субъектов, между высшими государственными
органами субъектов РФ. Форма обращения — ходатайство, субъекты
обращения — любой из вышеперечисленных органов;
3) проверка конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном
судебном деле. Форма обращения —
коллективная (индивидуальная) жалоба граждан (гражданина) РФ на
нарушение конституционных прав и свобод или запрос суда, субъекты
обращения — граждане РФ, чьи права и свободы нарушаются законом,
примененным или подлежащим применению в конкретном деле, или суд при
рассмотрении дела в любой инстанции, пришедший к выводу о несоответствии
Конституции РФ примененного или подлежащего применению в конкретном
деле закона;
4) толкование Конституции РФ. Форма
обращения — запрос, субъекты обращения — Президент РФ, Совет Федерации,
Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти
субъектов РФ;
5) дача заключения о соблюдении
установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в
государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Форма
обращения — запрос, субъект обращения — Совет Федерации.
Решения Конституционного Суда РФ окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения.
В компетенции судов общей юрисдикции
находится основная масса дел (уголовных, гражданских, административных).
Основное звено зтой системы представлено районными (городскими) судами.
Именно они рассматривают гражданские и уголовные дела по первой
инстанции, проверяют законность и обоснованность собственных решений
гражданским делам (по вновь открывшимся обстоятельствам), приговоры и
иные решения мировых cудей, а также разбирают дела об административных
правонарушениях.
Среднее звено в системе судов общей
юрисдик ции — это верховные суды республик, краевые и об ластные суды,
суды автономных округов и автономных областей, городские суды Москвы и
Санкт-Петербурга. В составе этих судов действуют президиум и две
коллегии — по уголовным и по гражданским делам. В качестве первой
инстанции суды среднего звена рассматривают уголовные дела об убийствах
при отягчающих обстоятельствах, о преступлениях против государственной
власти, мира и безопасности человечества, могут принять к рассмотрению
по существу и некоторые другие дела (например, гражданские дела,
связанные с государственной тайной). Эти суды выступают в качестве
кассационной инстанции в отношении решений судов основного звена и в
качестве надзорной инстанции, проверяя законность и обоснованность
приговоров и решений районных (городских) судов. Для рассмотрения
конкретного дела в суде среднего звена может быть образована коллегия
судей-профессионалов, коллегия судьи и 12 присяжных заседателей,
коллегия судьи и двух народных заседателей.
В систему судов общей юрисдикции входят и
военные суды, создаваемые по территориальному принципу по месту
дислокации войск и флотов и осуществляющие судебную власть в войсках,
органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная
служба. Они рассматривают дела о преступлениях, совершенных
военнослужащими, а также некоторые гражданские дела. Эти
специализированные суды состоят из военных судов армий, флотилий,
соединений и гарнизонов (основное звено), судов военных округов, флотов,
видов и групп войск (среднее звено). Высшей судебной инстанцией по
отношению к военным судам является Верховный Суд, в составе которого
образуется Военная коллегия.
Верховный Суд РФ — высший судебный орган
(суд высшего звена) по гражданским, уголовным, административным и иным
делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий в установленных
процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью. Верховный Суд
РФ работает в составе Пленума Верховного Суда (общего собрания всех
членов Верховного Суда), Президиума, судебных коллегий по гражданским
делам и по уголовным делам, Военной и Кассационной коллегий. Судебные
коллегии Верховного Суда рассматривают дела в качестве первой инстанции,
кассационной инстанции (рассматривают жалобы и протесты на решения и
приговоры судов среднего звена), в порядке судебного надзора (в
отношении решений и приговоров всех нижестоящих судов). Президиум
Верховного Суда рассматривает дела в качестве кассационной инстанции (в
том числе и на кассационные определения судебных коллегий Верховного
Суда) и в порядке судебного надзора (в том числе и на приговоры или
решения судебных коллегий Верховного Суда). Пленум Верховного Суда,
собирающийся не реже одного раза в 4 месяца, не обладает судебными
полномочиями: он дает судам разъяснения по вопросам применения
законодательства РФ на основании изучения и обобщения судебной практики
(эти разъяснения носят рекомендательный характер), выступает с
законодательными инициативами и др.
В третий блок федеральных судов включены
арбитражные суды как органы правосудия в экономической сфере.
Арбитражные суды разрешают так называемые экономические споры, т. е.
споры, вытекающие из гражданских правоотношений, участниками которых
выступают юридические лица и граждане-предприниматели. После принятия в
1995 г. Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в
Российской Федерации» арбитражная подсистема судебной системы РФ тоже
стала трехзвенной. Основным ее звеном являются арбитражные суды
субъектов РФ, которые рассматривают большинство дел в первой инстанции, а
также выступают апелляционной инстанцией в отношении дел рассмотренных
этими же судами по существу. Основное звено в системе арбитражных судов
представлено федеральными арбитражными судами 10 округов, на которые
разделена Российская Федерация. Эти суды рассматривают в качестве
кассационной инстанции законность решений арбитражных судов, принятых
ими в качестве первой или апелляционной инстанций. Высший Арбитражный
Суд РФ по первой инстанции рассматривает дела о признании
недействительными ненормативных актов высших органов государственной
власти РФ, нарушающих законные экономические интересы граждан и
организаций, а также разрешает экономические споры между РФ и ее
субъектами, между субъектами Российской Федерации. Кроме того, Высший
Арбитражный Суд является надзорной инстанцией для всех арбитражных
судов, изучает и обобщает судебную практику, дает разъяснения по
вопросам применения арбитражного законодательства.
Председатели Верховного и Высшего
Арбитражного судов назначаются Советом Федерации по представлению
Президента. Заместители председателя и судьи высших судов назначаются на
свои должности Советом Федерации по представлению Президента,
основанному на представлении председателей судов и заключении
квалификационной коллегии судей этих судов. Судьи остальных судов
назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного или
Высшего Арбитражного судов (соответственно), основанному на заключении
квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному с
законодательными органами власти соответствующих субъектов РФ.
Статус судей в Российской Федерации
определяется Конституцией и Законом РФ «О статусе судей» ( 1992 г.).
Судьи, осуществляющие свои обязанности на профессиональной основе,
независимы от других органов государственной власти и подчиняются только
федеральным законам. Гарантиями независимости судей является их
несменяемость и неприкосновенность, а также достойное материальное
обеспечение.
|