Под социальной (стратификационной)
структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных
слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними
Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова
stratum — слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей,
отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.
Все ученые сходятся во мнении, что основой
стра-тификационной структуры общества является есте-ственное и
социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является
критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс
стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания
человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним
социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к
власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность
распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в
обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество
иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству,
роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д.
Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве
критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые
выполняют те или иные социальные слои в обществе.
Исторически стратификация, т. е.
неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с
зарож-дение.м человеческого общества. С появлением первых государств она
ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего
европейского), постепенно смягчается.
В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые.
Первой системой социальной стратификации
является рабство, возникшее еще в древности и в некоторых отсталых
регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства:
патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена
семьи, и классическое, при котором раб не имеет никаких прав и считается
собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Рабство было основано
на прямом насилии, а социальные группы в эпоху рабовладения выделялись
по наличию или отсутствию у них гражданских прав.
Второй системой социальной стратификации следует признать кастовый строй.
Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой
передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в
другую при жизни невозможен — для этого ему необходимо родиться еще
раз. Классическим примером кастового общества является Индия. В Индии
существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из
различных частей бога Брахмы:
а) брахманы — священнослужители;
б) кшатрии — воины;
в) вайшьи — купцы;
г) шудры — крестьяне, ремесленники, рабочие.
Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.
Следующую форму стратификации составляют
сословия. Сословие — это группа людей, которая обладает закрепленными в
законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.
Обыч-но в обществе существуют сословия привилегированные и
непривилегированные. Например, в Западной Европе к первой группе
относили дворянство и духовенство (во Франции их так и называли — первое
со-словие и второе сословие) ко второй — ремесленни-ков, купцов и
крестьян. В России до 1917 г. помимо привилегированных (дворянство,
духовенство) и непривилегированных (крестьянство) существовали и
полупривилегированные сословия (например, казачество).
Наконец, еще одной стратификационной
системой является классовая. Наиболее полное определение классов в
научной литературе было дано В. И. Лениным: «Классами называются большие
группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной
системе общественного производства, по их отношению (большей частью
закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их
роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам
получения и размерам той доли общественного богатства, которой они
располагают». Классовый подход нередко противопоставляют
стратификационному, хотя на самом деле классовое членение есть лишь
частный случай социальной стратификации.
В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы:
а) рабов и рабовладельцев;
б) феодалов и феодально-зависимых крестьян;
в) буржуазии и пролетариата;
г) так называемый средний класс.
Поскольку всякая социальная структура
представляет собой совокупность всех функционирующих социальных
общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены
следующие элементы:
а) этническая структура (род, племя, народность, нация);
б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);
в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);
г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);
д) профессионально-образовательная структура.
В самом общем виде в современном обществе
можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В
экономически развитых странах второй уровень является преобладающим,
придавая обществу известную стабильность. В свою очередь, внутри каждого
уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность
различных социальных слоев. Человек, занимающий некоторое место в этой
структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой,
повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной
группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на
том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью.
Социальная мобильность иногда приводит к
тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке некоторых
социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические
затруднения. Их промежуточное положение во многом определяется
неспособностью или нежеланием по каким-либо причинам адаптироваться к
одной из взаимодействующих социальных групп. Этот феномен нахождения
человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в
социальном пространстве, называется маргинальностью. Маргинал — это
индивид, утра-тивший своп прежний социальный статус, лишен-ный
возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся
неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в
рамках которой он формально существует. Индивидуальная система
ценностей таких людей настолько устойчива, что не поддается вытеснению
новыми нормами, принципами, правилами. Их поведение отличается
крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко
переступают через нравственные нормы и способны на непредсказуемые
поступки. Среди маргиналов могут быть эт-номаргиналы — люди, попавшие в
чужую среду в результате миграции; политические маргиналы — люди,
которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила
общественно-политическом борьбы: религиозные маргиналы — люди, стоящие
вне конфессии или не решающиеся осуществить вы бор между ними, и др.
Качественные изменения, происходящие в
экономическом базисе современного российского общества, повлекли за
собой серьезные изменения в его социальной структуре. Формирующаяся в
настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью,
неустойчивостью и склонностью к существенным изменениям. К высшей страте
(элите) сегодня могут быть отнесены представители государственного
аппарата, а также владельцы крупного капитала, в том числе их верхушка —
финансовые олигархи. К среднему классу в современной России относятся
представители класса предпринимателей, а также работники умственного
труда, высококвалифицированные управленцы (менеджеры). Наконец, низшую
страту составляют рабочие различных профессий, занятые трудом средней и
низкой квалификации, а также канцелярские служащие и работники бюджетной
сферы (учителя и врачи в государственных и муниципальных учреждениях).
Следует отметить тот факт, что процесс социальной мобильности между
данными уровнями в России носит ограниченный характер, что может стать
одной из предпосылок будущих конфликтов в обществе.
В процессе изменения социальной структуры современного российского общества можно выделить следующие тенденции:
1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;
2) массовая нисходящая социальная мобильность;
3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка мозгов»).
В целом можно сказать, что основными
критериями, определяющими социальное положение человека в современной
России и его принадлежность к тому или иному стратификационному уровню,
являются либо размер его богатства, либо принадлежность к властным
структурам.
|