Среда, 04.12.2024, 22:13                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [111]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [141]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [799]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [223]
ИСТОРИЯ [109]
МАТЕМАТИКА [143]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [124]
ОБЖ [61]
ИНФОРМАТИКА [76]
БИОЛОГИЯ [122]
ГЕОГРАФИЯ [100]
ЭКОЛОГИЯ [133]
ФИЗИКА [105]
ХИМИЯ [80]
ТЕХНОЛОГИЯ [102]
ФИЗКУЛЬТУРА [114]
МХК [51]
АСТРОНОМИЯ [20]
МУЗЫКА [45]
ИЗО [115]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [67]
ДЕТСКИЕ ПЕСНИ С НОТАМИ [9]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ [271]
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА [354]
Я УЧИТЕЛЬ [62]
ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ [19]
РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [451]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ [204]
ИНТЕРЕСНОЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ [90]
ФИЗКУЛЬТУРА - ЭТО ЗДОРОВО [125]
ГЕОМЕТРИЯ [63]
ХИМИЯ [213]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
АЛГЕБРА [28]
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК [63]
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [62]
ЗАДАЧИ ПО ИСТОРИИ [199]
ФИЗИКА [10]
СТИХИ К УРОКАМ ИСТОРИИ [32]
ИСТОРИЯ [258]
ПОДГОТОВКА К ГИА [13]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИСТОРИИ [65]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [121]
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ ЧЕРЧЕНИЯ [57]
ГЕОГРАФИЯ [83]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. МАТЕМАТИКА 11 КЛАСС [225]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ [34]
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО АСТРОНОМИИ [25]
АЛГЕБРА. 7 КЛАСС [9]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [209]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО МАТЕМАТИКЕ [12]
ТЕСТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [58]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО МАТЕМАТИКЕ. 9 КЛАСС [31]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [44]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ ИСТОРИИ [57]
ИНФОРМАТИКА [64]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ. 6 КЛАСС [18]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [50]
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ [21]
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [103]
МУЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [26]
ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ [150]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ФИЗИКИ [18]
ТЕСТЫ ПО ФИЗИКЕ [26]
ЗООЛОГИЯ В ШКОЛЕ [230]
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [61]
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ [122]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ИНТЕРЕСНОЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ

Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества.
04.07.2012, 16:58

В современной экономической литературе существует множество определений понятия «рынок». Обобщив наиболее часто употребляемые из них, можно сделать вывод о том, что среди ученых-экономистов существует двоякое понимание рынка — узкое и широкое.

В узком смысле слова под рынком понимается совокупность отношений, форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

В широком понимании рынокэто весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества.

Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. Простая модель спроса и предложения существует уже почти 200 лет. В течение XX столетия она в более развитой форме составляла ядро экономической науки. Простая модель спроса и предложения дает ответы на следующие вопросы:

1. Почему растут или снижаются цены на отдельные товары?

2. Что происходит с экономикой, если она регулируется определенным способом?

3. Какие процессы вызывает внедрение в производство новой техники?

Согласно данной модели в самом общем виде механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения. Спросэто то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложениеэ то то количество товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.

Согласно этим законам производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами Денежным выражением стоимости является цена, которая устанавливается производителем и в теории может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей. На цену оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он повышается, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если падает, то падает и цена и выпуск изделия сокращается. Стоит принять во внимание и тот факт, что потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им товара. Поэтому они всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены:

а) цена спроса, под которой понимается та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар;

б) цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.

Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей. Добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом у потребителя. Таким образом, цена, спрос и предложения являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.

Еще одним элементом рыночного механизма саморегулирования является конкуренция.

Конкуренция (от лат. concurrere — сталкивать, состязаться) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров. Данное столкновение неизбежно, и порождается оно такими объективными условиями рынка, как полная хозяйственная обособленность каждого из его субъектов и борьба последних за наибольшую прибыль. Конкуренция может существовать только при определенном состоянии рынка и быть свободной или монополистической.

Свободной конкуренцией называется такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения. В западной экономической литературе свободную конкуренцию еще называют чистой, поскольку она свободна от всякого вмешательства государства и сам рынок чист от монополий. Свободная конкуренция соответствует периоду классического капитализма. В полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии в XIX в. В современных условиях свободная конкуренция — явление весьма редкое (хотя ее можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг).

В отличие от свободной монополистическая конкуренция представляет собой такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии.

Монополией называется исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. При монополии на рынке существует только один продавец товара, который устанавливает свою цену (часто завышенную) По своей природе монополия прямо противоположна свободной конкуренции.

С учетом степени охвата экономики выделяют следующие виды монополий:

1. Чистая монополия в масштабе определенной отрасли. Ее характерной чертой является наличие на рынке только одного продавца (доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт). Этот продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.

2. Абсолютная монополия в масштабе национального хозяйства. Монополистом здесь является государство в лице своих хозяйственных органов.

3. Монопсония (может быть как абсолютная, так и чистая) — такой вид монополии, при котором на рынке существует только один покупатель ресурсов или товаров.

В зависимости от характера и причин возникновения различают монополии естественные и искусственные. Естественные монополисты, как правило, имеют в своей собственности свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые) либо владеют целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги). Государство часто поддерживает такие монополии, поскольку они дают больший экономический эффект, чем множество аналогичных мелких фирм, или же имеют важное стратегическое значение для всего общества.

Искусственные монополии представляют собой объединения нескольких предприятии, создаваемых ради получения монополистических выгод. Основными формами искусственных монополий являются картель, синдикат, трест и концерн.

Картелем называется объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о ценах продажи товаров, распределяют рынки сбыта, долю каждого участника в общем объеме производства. Входящие в картель производители сохраняют свою собственность на средства производства и его продукты. Картель представляет собой низший тип монополии. (Ярким примером картеля международного масштаба может служить ОПЕК (Organization of Petrolium Exporting Countris) — Организация стран — экспортеров нефти.)

Синдикат — это такое объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохраняются производственная самостоятельность, собственность на средства производства, но предприятия, входящие в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, а продукция, произведенная на них, реализуется как собственность предприятий через единую контору.

Трест представляет собой единое акционерное общество, господствующее в определенной отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производственной и коммерческой самостоятельности. При организации треста владельцы предприятий передают средства производства — пай — в собственность треста и взамен получают количество акций, соответствующих сумме этого пая.

Под концерном понимается объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое находится под единым финансовым контролем.

Монополисты завоевывают рынок для того, чтобы иметь возможность устанавливать на нем монопольную цену. Монопольная цена представляет собой особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже равновесной цены и является инструментом получения монопольного дохода. Такие действия монополистов наносят ущерб использованию производственных ресурсов Поэтому государство пытается вести борьбу с монополиями, принимая так называемое антимонопольное (антитрестовое) законодательство, образует специальные антимонопольные комитеты, задачей которых является анализ рыночной ситуации, поддерживает конкуренцию в ее цивилизованных формах.

Сегодня все экономисты отмечают тот факт, что на нынешнем рынке практически нет в чистом виде ни свободной конкуренции, ни монополий. Современное состояние рынка они называют «несовершенная конкуренция», подразумевая под этим термином две основные формы своеобразного сочетания монополии и конкуренции: упоминавшуюся выше монополистическую конкуренцию и олигополию.

Олигополия (от греч. oligos — немногий, poleo — продаю) — это такой рынок, на котором господствуют несколько (обычно от трех до пяти) крупных фирм (например, в США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции). Олигополия — это конкуренция между немногими. В условиях олиго-полии возможно соглашение между двумя или несколькими крупными фирмами по поводу цены. Часто такие соглашения являются тайными, поскольку в большинстве стран их заключение законодательно запрещено.

Категория: ИНТЕРЕСНОЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к уроку общ, дидактический материал по обществов, интересное обществоведение
Просмотров: 2432 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru