Одним из способов согласования
интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями
конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование
поведения индивидуумов при помощи определенных норм.
Слово «норма» происходит от латинского
norma, что означает «правило, образец, стандарт». Нормы могут быть
разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки
людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений,
регулируют социальные нормы.
Под социальными нормами понимают общие
правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные
общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной
деятельности людей.
Существуют различные классификации
социальных норм. Наиболее важной является разделение социальных норм в
зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному
основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали,
нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.
Все социальные нормы представляют собой правила поведения общего
характера, т. е. рассчитаны на многократное применение и действуют
непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц.
Самым распространенным видом социальных
норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе
регулируются наиболее значимые общественные отношения — экономические,
политические, социально-культурные и др. В отличие от иных видов
социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально
определены, устанавливаются государством и подкрепляются его
принудительной силой.
Право находится в тесной взаимосвязи с
государством. Нормы права становятся общеобязательными и формально
определенными только в результате деятельности государства. Последнее
формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные
представления о дозволенном и запрещенном. Государство гарантирует также
реализацию права, охраняет его от нарушений. Но и государство не может
нормально функционировать, не опираясь на право. Нормы права
определяют систему государственного аппарата, принципы и основные
направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев
государственного механизма. Законы устанавливают юридическую основу
взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол.
Право появляется вместе с государством. В
первобытном обществе отношения между членами рода регулировались
обычаями, силу и общеобязательность которых обеспечивала система
религиозных запретов — табу. По мере перехода человечества от
присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась.
Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания
новой организации общественного управления — государства — и появления
нового вида социальных регуляторов — права.
Формирование права шло несколькими путями.
Во-первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом
обществе, принуждая население к их исполнению. Во-вторых, государство
создавало специальные органы (суды), которые отвечали за существование в
обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и
обеспечение их реализации. Суды сыграли важную роль в создании правовых
норм, приспосабливая родовые обычаи путем толкования к потребностям
государственно-организованного общества и создавая юридические
прецеденты. В-третьих, государство само «творило» право путем издания
специальных нормативных актов.
В политической и юридической науке нет
единства в понимании сущности права. В соответствии с нормативистским
подходом (безоговорочно принятым советской юриспруденцией) право
представляет собой систему общеобязательных норм (правил) поведения,
установленных или санкционированных государством и обеспеченных его
принудительной силой. Этот подход подчеркивает зависимость права от
государственной воли. Социологическая школа рассматривает право как
деятельность физических и юридических лиц, реализующих в той или иной
форме свои полномочия. Сторонники этого подхода к сущности права
отождествляют право и урегулированные им общественные отношения. Ряд
ученых рассматривает право как содержащуюся в общественном сознании
систему понятий об общеобязательных правилах поведения, правах и
обязанностях человека, запретах, условиях их возникновения и реализации.
Право носит оценочный характер, являясь
нормативно закрепленной справедливостью. Государство же, опираясь на
право, формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные
представления о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.
Право характеризуется следующими
признаками: а) нормативностью — право состоит из норм, т. е. правил
поведения общего характера, адресованных неперсонифицированному кругу
субъектов, попадающих в ситуацию, регулируемую данными нормами;
б) общеобязательностью — правовые нормы
регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения
любыми лицами и организациями независимо от отношения к ним тех или иных
субъектов правоотношений;
в) формальной определенностью — правовые
нормы выражены в словесно-письменной форме и закреплены в текстах
различных источников права, благодаря чему отличаются большой степенью
определенности и ясности;
г) системностью — все правовые нормы
логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из
друга, образуя целостную систему законодательства;
д) гарантированностью государством — реализация правовых норм обеспечена в необходимых случаях принудительной силой государства;
е) многократностью применения — нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.
Социальная ценность права, его место и
роль в жизни общества определяются функциями права, под которыми
понимаются основные направления его воздействия на общественные
отношения. В соответствии со своим предназначением правовые нормы
выполняют в обществе следующие функции:
а) регулятивную, которая проявляется в
способности воздействовать на поведение членов общества правовыми
средствами, содействовать развитию общественных отношений;
б) охранительную, заключающуюся в способности охранять основы существующего строя;
в) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты;
г) идеологическую, отражающуюся в
способности права формировать в общественном сознании представления о
необходимых и желательных правилах поведения;
д) воспитательную, развивающую в людях чувства справедливости, добра, гуманности.
В практической деятельности
государственных органов (и прежде всего судов) право выступает в
качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и их
коллективов, является основанием применения мер государственного
принуждения к нарушителям правопорядка.
Для отдельного человека ценность права
состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной
жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и
охраняет права и свободы личности, ограждает индивида от произвола со
стороны государства.
Право выступает своеобразной мерой свободы
человека в обществе, устанавливая границы поведения субъектов по
отношению друг к другу. Каждый участник общественных отношений может
достигать своих целей, используя различные варианты поведения. В этом
проявляется его относительная независимость и свобода. Право же, отражая
согласованные интересы всего общества, ограничивает этот выбор
известными пределами, ставит преграды для нежелательного поведения, но
вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий.
|