Познание можно определить как процесс
деятельности человека, основным содержанием которого является отражение
объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового
знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания:
обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из
этих видов познавательной деятельности не является изолированным от
остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.
В процессе познания всегда присутствуют две
стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под
субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного
волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания,
соответственно, является либо познаваемый предмет, либо — в широком
смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним
взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом
познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен
делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет
место самопознание. Самопознание представляет собой и познание себя, и
формирование определенного отношения к себе: к своим качествам,
состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом
своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией.
Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом
самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают
«рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и
когнитивные (т. е. связанные с познанием) представления.
Существуют две ступени познавательной
деятельности. На первой, которая называется чувственным (или
сенситивным) познанием (от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами),
человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с
помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания
являются:
а) ощущение, представляющее собой отражение
отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые
непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть
зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;
б) восприятие, в процессе которого у
субъекта познания формируется целостный образ, отражающий
непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства.
Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в
большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет
определенную эмоциональную окраску;
в) представление — такая форма познания,
при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и
явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его
мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на
органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с
отражаемым предметом и является продуктом памяти (т. е. способности
человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не
действующих). Различают память иконическую (зре-ниe) и эхоническую
(слух). По времени удерживаемой в мозгу информации память подразделяется
на долговременную и кратковременную. Долговременная память обеспечивает
продолжительное (часы, годы, а иногда и десятилетия) удержание знаний,
умений, навыков и характеризуется огромным объемом сохраняемой
информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и
их фиксации, как правило, является повторение, которое осуществляется на
уровне памяти кратковременной. Крат ковр еменная память, в свою
очередь, обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных,
непосредственно поступающих от органов чувств.
Роль чувственного познания действительности в обеспечении всего процесса познания велика и проявляется в том, что:
1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;
3) потеря даже части органов чувств
затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его (это
объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими,
мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью
индивида концентрировать свое внимание и т. п.);
4) органы чувств дают тот минимум первичной
информации, который оказывается необходимым и до-статочным для того,
чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.
Однако сенситивное познание имеет и
некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых является
известная физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие
объективно существующие предметы (например, атомы) не могут
непосредственно отражаться в органах чувств. Чувственная картина мира
необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания
мира. Поэтому второй ступенью познавательной деятельности является
рациональное познание (от лат. ratio — разум).
На этом этапе познания, опираясь на данные,
полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с
окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и
предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и
явлений. Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и
умозаключения.
Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.
Один и тот же объект может выступать и в форме чувственного
представления, и в форме понятия. По степени общности понятия могут быть
менее общими, более общими и предельно общими. В научном познании также
выделяют понятия частнонаучные, общенаучные и всеобщие, т. е.
философские. По отношению к действительности (по глубине ее отражения,
осмыслению и направленности) ученые-философы выделяют четыре класса
понятий:
1) понятия, отражающие общее в предметах;
2) понятия, охватывающие существенные признаки предметов;
3) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов;
4) понятия-идеи.
Следующей формой рационального познания является суждение. Суждение
представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между
отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается
что-либо. Высказывая суждение, человек пользуется понятиями,
которые, в свою очередь, являются элементами суждения. Хотя суждение
находит свое выражение только в языке, оно не зависит от конкретного
языка и может быть выражено различными предложениями одного и того же
языка или разных языков.
Получение новых суждений на основе уже
имеющихся с помощью использования законов логического мышления
называется умозаключением. Умозаключения подразделяются на дедуктивные и
индуктивные. Название «дедуктивное» происходит от латинского слова
deductio (выведение). Дедуктивное умозаключение представляет собой цепь
рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями
логического следования от общих утверждений к частным. В отличие от них
индуктивные умозаключения (от лат. inductio — наведение) располагаются в
цепи в последовательности от частных к общим. Посредством дедуктивных
умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей, в то время как
индуктивные умозаключения лишь «наводят» на мысль.
Рациональное познание тесно связано с
отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое
служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания,
существующего в сознании в форме образов, результаты рационального
познания закрепляются в знаковых формах (системах) или в языке.
Рациональное познание обладает способностью к отражению существенного в
предметах, в то время как в результате познания сенситивного
существенное в предмете или явлении не отграничивается от
несущественного. При помощи рационального познания происходит процесс
конструирования понятий-идей, которые затем воплощаются в реальную
действительность.
Однако, хотя чувственное и рациональное
познания играют огромную роль в получении нового знания, тем не менее во
многих случаях их бывает недостаточно для решения каких-либо (и прежде
всего научных) проблем. И тогда важную роль в этом процессе приобретает
интуиция.
Интуиция представляет собой способность
человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с
помощью каких-либо доказательств. Интуиция — это специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию.
Распространенность, всеобщность интуиции подтверждена многочисленными
наблюдениями над людьми как в повседневных условиях, так и в
нестандартных ситуациях, в которых, обладая ограниченным количеством
информации, они осуществляют правильный выбор своих действий, как бы
предчувствуя, что нужно поступать именно так, а не иначе.
Интуитивная способность человека характеризуется следующими чертами:
1) неожиданностью решения поставленной задачи;
2) неосознанностью путей и средств ее разрешения;
3) непосредственным характером постижения истины.
У разных людей интуиция может иметь разную
степень удаленности от сознания, быть специфичной по содержанию,
характеру результата, глубине проникновения в сущность явления или
процесса. Интуитивная работа мышления происходит в подсознательной
сфере, иногда — в состоянии сна. Интуицию не стоит переоценивать, как не
стоит и игнорировать ее роль в процессе познания. Чувственное познание
рациональное познание и интуиция — это важные и взаимно дополняющие друг
друга средства познания.
|