Особую роль в регулировании жизни общества и поведения его членов играет мораль.
Мораль (от лат. moralitas — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; и лат. mores — нравы, обычаи, мода, поведение) — форма
общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и
представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных
групп и общества в целом.
Мораль регулирует поведение человека во
всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные
общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие
регуляции социального поведения людей не является единственной функцией
морали. Мораль — это прежде всего жизненный ориентир, в котором
выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная
функция — утверждение человеческого в человеке.
Марксистское обществознание отстаивает
тезис о том, что мораль есть явление, во-первых, производное от
экономики и, во-вторых, служебное, обслуживающее базис. Эта мысль
подтверждается ссылками на историческую изменчивость моральных норм, на
сословно-классовую сущность многих моральных кодексов. Действительно,
моральные убеждения и оценки в разные эпохи у разных народов, классов,
поколений могут сильно отличаться. Нравственность всегда выражает дух
эпохи и тесно связана с условиями жизни. Однако при анализе морали и
оценке ее конкретных форм одинаково ошибочным является как игнорирование
социальных элементов в морали, так и их абсолютизация. Классовые,
национальные и другие модификации морали являются лишь формами, в
которых заключены общечеловеческие, цивилизационные по своему содержанию
нормы нравственности и справедливости. Последние являются отражением в
сознании людей реально существующего, сложившегося в течение веков и
тысячелетий порядка взаимоотношений в обществе, определенное понимание
сущности социума, истории, человека и его бытия. Социальное назначение
этих элементарных правил общежития состоит в том, чтобы охранять членов
общества от ситуаций, угрожающих их жизни и безопасности, здоровью и
достоинству. Простые нормы нравственности осуждают как величайшее зло
убийство, воровство, насилие, обман, клевету. К элементарным нормам
нравственности относятся также забота родителей о воспитании детей,
забота детей о родителях, уважение к старшим и т. п.
При помощи
морали общество оценивает не только практические действия людей, но и
их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной регуляции
играет формирование в каждом индивиде способности относительно
самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе
без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких
понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинства.
Совесть — это этическая категория , выражающая высшую форму способности личности выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю.
Честь — это этическая категория,
включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного
значения и признания этого значения со стороны общества.
Достоинство — самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения выполненного долга и общественного значения.
Моральные требования к человеку имеют в
виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в
определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения.
Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения
людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально
отличается от него по ряду существенных моментов.
Единство между ними выражается в том, что:
1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;
2) у норм морали и права единый объект регулирования — общественные отношения;
3) как нормы права, так и нормы морали исходят от общества;
4) нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;
5) нормы права и нормы морали выделились из мононорм первобытного общества.
Однако между нормами права и морали существует много отличий:
1) право представляет собой совокупность
норм, установленных или санкционированных государством, зафиксированных в
юридических актах. Моральные нормы формируются в процессе утверждения,
развития моральных взглядов и идеалов;
2) в правовых актах выражается государственная воля, в моральных нормах — общественное мнение;
3) правовые нормы обязательны для
исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они
содержатся. Их реализация поддерживается в необходимых случаях
специальным аппаратом, силой государственного принуждения. Реализация
моральных норм не нуждается в организованной принудительной силе. Они
исполняются в результате привычки, внутренних побуждений. Гарантом
морали выступают совесть индивида и общественное мнение, общественная
оценка поведения людей;
4) нормы морали распространяют свое влияние
на более широкую сферу отношений, нежели та, которая регулируется
правом. Нормы морали регулируют многие отношения, которые не подлежат
правовому регулированию (отношения дружбы, любви и т. п.);
5) для правовых норм характерна большая,
нежели для норм морали, конкретность содержания, определенность
формулировок. Мораль содержится в общественном сознании, право — в
специальных нормативных актах, имеющих письменную форму. Моральные
требования дают больший простор для их толкования, чем правовые;
6) если нормы морали регулируют
общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и
несправедливого, то нормы права — с точки зрения законного и
незаконного, правомерного и неправомерного.
Взаимосвязь права и морали проявляется в том, что:
1) реализация правовых норм, их исполнение
во многом обусловливаются тем, насколько они соответствуют требованиям
морали. Чтобы правовые нормы эффективно действовали, они, по крайней
мере, не должны противоречить правилам морали;
2) право в целом должно соответствовать
моря ным взглядам общества. Право должно способст вать утверждению
идеалов добра и справедливости обществе;
3) в некоторых случаях право способствует
избав лению общества от устаревших моральных норм Именно через право шел
процесс преодоления кров ной мести — одного из постулатов морали
прошлого времени;
4) нравственные воззрения являются той
основой на которой формируются правовые взгляды, правовые идеалы и, в
конечном счете, содержание правовых норм;
5) некоторые правовые нормы непосредственно
закрепляют моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями
(например, уголовные нормы).
|