В современных высокоразвитых странах
реально существует не один рынок, а целая система рынков, каждый из
которых имеет свое особое функциональное назначение. Причинами
возникновения такого многообразия рынков являются:
а) расширение рыночного пространства в результате изменения характера хозяйства (переход от натурального хозяйства к товарному);
б) увеличение спектра материальных благ и
услуг, удовлетворяющих потребности людей, и, как следствие,
невозможность их реализации на каком-либо одном рынке;
в) распространение общественного разделения труда на рыночную сферу;
г) рост международных экономических связей.
В современной системе рынков достаточно
определенно выделяются следующие крупные отрасли рыночной деятельности:
рынок потребительских товаров и услуг, рынок средств производства, рынок
труда, рынок инвестиций, рынок иностранных валют, фондовый рынок, рынок
научно-технических разработок, рынок информации и др.
Рынок потребительских товаров и услуг
представляет собой куплю-продажу продуктов конечного пользования (он
подразделяется на множество рынков, реализующих продовольственные и
непродовольственные товары, рынок жилья и др.), а также различного рода
услуг (медицинских, образовательных, транспортных и т. д.). Рынок
средств производства — это рынок товаров, идущих в производственное
потребление. Здесь продаются и приобретаются оборудование, здания,
сырье, топливо, электроэнергия и т. д. Рынок труда — это рынок, на
котором объектом свободной купли-продажи выступает рабочая сила. Рынок
инвестиций представляет собой рынок, на котором объектом рыночных
отношений являются долгосрочные капиталовложения. На рынке иностранных
валют основными игроками являются национальные и международные
учреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен одних
иностранных денежных единиц на другие, а также осуществляются денежные
расчеты между государствами. Предметом купли-продажи на фондовом рынке
служат акции, облигации, векселя и иные ценные бумаги, приносящие доход.
На рынке научно-технических разработок осуществляется купля-продажа
инноваций, т. е. новых технологий, изобретений, рационализаторских
предложений. Наконец, на рынке информации предметами купли-продажи
выступают книги, газеты, различного вида реклама, а также иные предметы,
несущие необходимую информацию.
С точки зрения соответствия действующему
законодательству экономисты различают легальный (законный) и нелегальный
(теневой) рынки. Последний является составной частью так называемой
теневой экономики, которая представляет собой подпольное производство,
связанное с нарушением каких-либо требований (технологических,
экологических и т. п.) или нацеленное на уклонение от уплаты налогов.
По пространственному признаку выделяются местный, национальный, региональный, мировой виды рынков.
По уровню насыщенности товарами различают рынок равновесный, дефицитный и избыточный.
По механизму функционирования рынок бывает свободным, монополизированным, государственно-регулируемым и деформированным.
По характеру продаж рынок бывает оптовый и розничный.
Наконец, по степени зрелости различают
неразвитый развитый и формирующийся рынки, а также рынок с различной
степенью ограничения конкуренции (рынок чистой конкуренции,
монополистический, олигополистический).
Современная рыночная структура не является
чем-то застывшим, она постоянно усложняется. В настоящее время идет
складывание рынка телекоммуникаций, а также компьютерного рынка.
|