Слово «личность» (лат. persona)
первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре.
Затем его стали применять к самому актеру и его роли (отсюда —
«персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с
указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи,
личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный
термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает
теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в
древности.
Личностью называется человеческий
индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий
совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он
реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде
всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость.
Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под
влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек
является личностью.
Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализацией называется осуществляющийся
на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и
его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт
жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. От
социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс
привыкания к новым условиям существования), обучение (процесс
приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире), взросление
(социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне
от 10 до 20 лет).
Социализация начинается в детстве,
продолжается в юности и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха
зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые
в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной
жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как
целенаправленно (путем организации обучения и воспитания), так и
непреднамеренно.
Процесс социализации проходит через
несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами:
детство, юность, зрелость и старость. Жизненные циклы связаны со сменой
социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и
образа жизни. По степени достижения результата различают начальную, или
раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и
продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и
старость.
Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.
Под агентами социализации понимаются
конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным
нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.
Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры,
близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) и агентов
вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники
телевидения и т. д.). Агенты первичной социализации составляют ближайшее
окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его
личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.
Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и
вторичные. Примером первичного института социализации могут служить
семья, школа, вторичного — средства массовой информации, армия, церковь.
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере отношений социальных.
Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:
1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;
2) осуществляют социальный контроль за тем,
насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения
усвоены личностью.
Поэтому такие элементы социального
контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и
наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и
приемами социализации.
В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ре-социализации.
Десоциализация представляет собой утрату
или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения,
социальных ролей, привычного образа жизни. Ресоциализацией называется
противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных
ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому)
образу жизни. Если процесс десоциализации носит негативный характер и
является достаточно глубоким, он может разрушить основы личности,
восстановить которые будет невозможно даже с помощью позитивной
ресоциализации.
В процессе своей жизнедеятельности люди
вступают друг с другом в многообразные общественные отношения. Одним из
видов социальных отношений являются межличностные отношения, т. е.
отношения между отдельными индивидами по различным основаниям. В
зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и
формализации все межличностные отношения подразделяются на официальные и
неофициальные.
Официальные и неофициальные межличностные
отношения отличаются друг от друга, во-первых, наличием или отсутствием в
них определенной нормативности. Официальные отношения всегда
регламентируются какими-либо определенными нормами — правовыми,
корпоративными и др. Во-вторых, официальные отношения стандартизированы и
обезличены, т. е. права и обязанности, которые складываются в рамках
официальных межличностных отношений, не зависят от личности, в то время
как неофициальные межличностные отношения определяются индивидуальными
личностными особенностями их участников, их чувствами и предпочтениями.
Наконец, в официальных отношениях крайне ограничена возможность выбора
партнера по коммуникации, общению, в то время как в неофициальных
отношениях решающую роль играет именно выбор личности. Такой выбор
осуществляется партнерами по общению в зависимости от присущей каждому
из них потребности в общении и взаимодействии с вполне определенным по
своим личностным качествам человеком.
Официальные и неофициальные межличностные
отношения, в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно
разнообразны. Они могут быть кратко временными (попутчики в поезде),
долговременными (друзья, сослуживцы), постоянными (родители и их дети),
причинно-следственными (преступник и его жертва), функциональными
(заказчик и портной), учебными (преподаватель и ученик),
субординационными (начальник и подчиненный).
|