Ведущее место в системе
законодательства государства занимает конституция (от лат. constitutio —
установление, учреждение, устройство). Конституция — это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации.
Конституция государства является не только сугубо юридическим, но и
политическим, и идеологическим по своему характеру документом. Поэтому
ее содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе,
сложившееся к моменту принятия и введения в действие конституции.
В отличие от остальных законов конституция:
а) является актом основополагающего
характера (конституция закрепляет основы государственного строя,
основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших
органов государственной власти, т. е. фактически «учреждает»
государство);
б) является основным источником права,
служит базой для текущего законодательства (остальные законы,
основываясь на принципах конституции, развивают ее нормы);
в) обладает высшей юридической силой (все
текущее законодательство должно по крайней мере не противоречить
конституционным положениям, а сами законы и другие юридические акты
принимаются теми органами и в том порядке, который устанавливается
конституцией);
г) отличается стабильностью, ибо закрепляет самые основы государственного строя;
д) характеризуется особым (затрудненным в сравнении с остальными законами) порядком принятия и изменения.
Первая писаная конституция была принята в
США в 1787 г. (кстати, она с небольшими изменениями действует до сих
пор). История знает различные способы принятия конституций:
конституционным собранием, или конвентом (США), учредительным собранием
(Италия), референдумом (Россия, Франция), высшим законодательным органом
(СССР), односторонним актом главы государства (Российская империя в
1906 г., Япония в 1889 г.). Последний способ, называемый октроированием,
характерен для абсолютных монархий. В Англии существует неписаная
конституция, состоящая факти-нескольких тысяч некодифицированных
Конституция Российской Федерации,
являющаяся Основным Законом государства, была принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. Текст Конституции состоит из преамбулы,
где излагаются цели и задачи Конституции, а также мотивы и усло-ния ее
принятия, двух разделов, девяти глав и 137 статей. Первая глава
закрепляет основы конституционного строя, вторая глава — права и свободы
человека и гражданина, третья глава — федеративное устройство
государства, четвертая глава — правовой статус Президента, пятая глава —
правовой статус и компетенцию палат Федерального Собрания, шестая глава
— порядок формирования, правовые основы деятельности и полномочия
Правительства, седьмая глава — принципы осуществления правосудия, место и
роль судов в системе органов государственной власти, восьмая глава —
основы организации местного самоуправления. Девятая глава посвящена
порядку пересмотра Конституции, внесению в нее поправок. Второй раздел
содержит заключительные и переходные положения, определяющие порядок
вступления Конституции в силу.
Поправки к главам 3—8 Конституции принимаются Федеральным Собранием. Для их одобрения необходимо не менее 2 /з от общего числа голосов депутатов Государственной Думы и не менее 3 /4
голосов членов Совета Федерации. Президент обязан в течение 14 дней
подписать и обнародовать эти изменения, однако в законную силу они
вступают лишь после их одобрения органами законодательной власти не
менее 2 /з субъектов РФ.
Разработан особый порядок изменения
положений статьи 65 Конституции, которая определяет состав Российской
Федерации: поправки в нее вносятся на основании федерального
конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в
ее составе нового субъекта или об изменении конституционно-правового
статуса субъекта Федерации.
В системе российского законодательства
особое место занимают федеральные конституционные законы, которые
принимаются в особом порядке и только вопросам, предусмотренным
Конституцией. Среди массы текущих федеральных законов выделяются
кодексы, систематизирующие законодательство в какой-либо определенной
отрасли права (Уголовный, Гражданский, Семейный кодексы). Кодекс
представляет собой не просто механическое объединение независимых и
сохраняющих свою юридическую силу нормативно-правовых актов. Это новый
единый акт, который заменяет собой прежние, приводит весь нормативный
материал отрасли в определенную систему, распределяя его по разделам,
главам и статьям. В Российской Федерации кодексы, как правило, состоят
из общей и особенной части. В первой излагаются основополагающие для
данной отрасли принципы и начала, формулируются важнейшие понятия,
перечисляются их признаки, во второй со-держатся непосредственно
действующие правовые нормы.
Наряду с федеральными законами в
Российской Федерации действуют законы субъектов Федерации. Правовая
система республик, входящих в состав РФ, возглавляется конституциями, в
остальных же субъектах Федерации актом основополагающего значения
являются уставы. В соответствии с ними в рамках собственной компетенции
субъекты Федерации могут издавать собственные законы, которые не должны
противоречить федеральному законодательству (только в том случае, когда
тот или иной вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и
ее субъекта).
|