Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.
Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности
познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что
получить достоверные знания невозможно, эмпирики — что это можно сделать
только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием
истины может быть только разум.
В истории философии существуют различные
определения понятия «истина». Классическим считается определение,
согласно которому истина есть соответствие мыслей человека окружающей
действительности. В современной науке наиболее часто употребляемым
определением является следующее: истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны.
Объективная сторона показывает нам истину в
той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно
существует в объективной реальности. Объективная сторона истины является
предпосылкой такой ее черты, как конкретность. Конкретность истины —
это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих
тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они
существуют и развиваются.
Субъективная сторона указывает на тот факт,
что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее
получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и
субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание
последнего.
Принято выделять истину абсолютную и истину
относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и
навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении. Однако в
реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы
имеем дело с относительной истиной (или истинами), представляющей собой
неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание,
которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.
Практически любая истина по своему содержанию объективна, а по форме — относительна.
Философы выделяют несколько видов истины:
обыденную (повседневную), научную (которая, в свою очередь,
подразделяется на истину в области математики, физики, биологии, химии,
истории и т. д.), нравственную, художественную и др. Иначе говоря, виды
истины соответствуют видам знания.
Движущей силой процесса познания, а также
критерием истины является практика. Практика представляет собой активную
деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным
миром. Она характеризуется следующими чертами:
а) целенаправленностью;
б) предметно-чувственным характером;
в) преобразованием окружающей действительности.
Целенаправленность проявляется в создании
людьми некоторых идеальных моделей, которые они впоследствии стремятся
воплотить в окружающей действительности. Предметно-чувственный характер
отражает тот факт, что в процессе практики человек непосредственно
сталкивается с материальными пред. метами окружающего мира (в отличие,
например, от мыслительной, духовной деятельности, в рамках которой
такого контакта не происходит). И, как следствие, преобразует, изменяет
эти предметы. Различают множество видов практики:
а) общественно-производственная
(промышленное и сельскохозяйственное производство; изготовление
продуктов потребления и средств производства);
б) социально-политическая (создание
государства, формирование партий, реформы социальных структур и органов
управления, революционные движения, забастовки и т. п.);
в) научно-экспериментаторская (социальный, физический, химический, генетический и другие виды эксперимента);
г) врачебная, или медицинская (хирургическая, стоматологическая, терапевтическая и т. д.);
д) семейно-бытовая, или повседневно-хозяйственная (строительство и ремонт жилья, садоводство, приготовление пищи и т. д.).
Эти формы практики являются основными,
поскольку они охватывают самые важные сферы жизнедеятельности человека.
Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины
соответствующую именно ему форму практики.
Существуют и иные классификации.
По полученным результатам различают
практику созидательную (конструктивную) и разрушительную
(деструктивную). По содержанию и назначению практика бывает
стандартизованной (стереотипно-механической), сопряженной с многократным
воспроизведением одного и того же результата, и поисковой, нацеленной
на получение новой, познавательной информации. В зависимости от субъекта
деятельности практика подразделяется на индивидуальную, микрогрупповую,
практику социального слоя, клас-са, нации (народности), государства,
общества. Любая практика всегда имеет социальный (общественный)
характер.
В процессе практики изменяется не только
окружающая человека действительность, но и сам индивид. Практика
воздействует на его органы чувств, сознание, мышление. Происходит
взаимообогащние индивида, общества и природы.
Но практика противоречива в отношении
характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода
заблуждения. Заблуждением называют непреднамеренное несоответствие
каких-либо суждений или понятий познаваемому объекту. Заблуждение — это ложное знание, принимаемое за истинное.
Роль заблуждений в познании неоднозначна. С одной стороны, —
заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию. Но с
другой стороны, оно может способствовать созданию проблемных ситуаций,
служащих толчком для дальнейшего изучения действительности.
Помимо практики существуют и другие
критерии истины, в частности, формально-логический, который применяется в
тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например,
выявление логических противоречий в математических рассуждениях).
Процесс открытия истины — долгий процесс.
Истины могут формироваться десятилетиями и даже столетиями. Фактически
истина есть процесс, она находится в постоянном развитии. Вместе с ней
развивается и практика, которая, несмотря ни на что, все-таки остается
наиболее надежным критерием установления истины.
|