Государственный бюджет представляет
собой важное звено финансовой системы любой страны, объединяя главные
доходы и расходы государства. По своему экономическому содержанию он
отражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими
и физическими лицами по поводу перераспределения получаемого
национального дохода между различными сферами хозяйства и социальными
группами общества.
Государственный бюджет (от англ. budget — чемодан, мешок с деньгами) — это
основной финансовый план государства на текущий год, представляющий
собой роспись его денежных доходов и расходов и имеющий силу закона.
Государственный бюджет страны утверждается законодательным органом
власти — парламентом; в Российской Федерации — Федеральным Собранием РФ.
Бюджетное устройство в различных странах
мира не одинаково: оно определяется спецификой государственного строя
конкретной страны. В федеративных государствах наряду с федеральным
бюджетом существуют еще бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.
Так, государственная бюджетная система России включает в себя
федеральный бюджет, 21 бюджет республик в составе Федерации, 56 краевых и
областных бюджетов, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных
бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов.
Порядок составления, рассмотрения,
утверждения и исполнения бюджета называют бюджетным процессом. Бюджетный
процесс в РФ регламентирован Конституцией и законодательством
Российской Федерации и состоит из пяти стадий:
I стадия — составление проекта бюджета Правительством РФ;
II стадия — рассмотрение проекта бюджета Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Счетной палатой РФ;
III стадия — утверждение бюджета, принятие закона о бюджете Федеральным Собранием РФ, подписание его Президентом РФ;
IV стадия — исполнение бюджета, которое
осуществляют органы исполнительной власти с 1 января по 31 декабря
ежегодно. Этот период времени называется бюджетным годом;
V стадия — составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение (обычно в течение первых 5 месяцев следующего года).
Аналогично разрабатываются и утверждаются бюджеты субъектов Федерации и местные бюдженты.
Реализация бюджета происходит при помощи
бюджетного финансирования. В России важную роль в этом процессе играет
Министерство финансов РФ, которое возглавляет всю систему
государственного управления финансами, проводит единую политику,
организует и контролирует исполнение бюджета. Также государственный
финансовый контроль в Рф осуществляет Счетная палата РФ, подотчетная в
своей деятельности Федеральному Собранию РФ.
Бюджет любого государства состоит из двух частей — доходной и расходной.
Доходная часть бюджета формируется за счет
налогов, которые выплачивают физические и юридические лица, а также
займов и эмиссии денег. В зависимости от государственного устройства
страны доходы бюджета подразделяют на доходы центрального и местных
бюджетов (в унитарном государстве) или на доходы федерального бюджета,
доходы субъектов федерации и доходы местных бюджетов (в федеративном
государстве).
Расходная часть бюджета представляет собой
затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих
экономических, социальных и политико-административных функций. В
зависимости от направленности денежных потоков различают пять основных
групп расходов: расходы на содержание государственного аппарата, военные
расходы, расходы на социальную сферу, расходы по финансированию
некоторых отраслей хозяйства, расходы по предоставлению субсидий и
кредитов другим странам и обслуживанию долгов государства (внутренних и
внешних).
В процессе составления и исполнения бюджета
государство, как правило, сталкивается с невозможностью достижения
равенства его доходной и расходной частей. В этом случае возможны два
варианта: бюджетный профицит или бюджетный дефицит.
Бюджетным профицитом называется превышение доходов бюджета над его расходами.
Это сравнительно редкое явление, которое имеет место только при наличии
ряда благоприятных внутренних и внешних условий развития национальной
экономи ки. Гораздо более частое явление — этобюджетный дефицит, т. е. превышение расходов бюджета над его доходами.
Бюджетный дефицит может возник-нуть в результате экономической политики
государ-ства или быть вызван какими-либо чрезвычайными
обстоятельствами. Преодолеть его можно несколькими способами: сократить
(секвестировать) бюджетные расходы, изыскать дополнительные источники
доходов, организовать эмиссию денег, взять заем у населения или других
государств и международных финансовых организаций.
Сумма непогашенных обязательств государства
перед банками-кредиторами, физическими и юридическими лицами,
владельцами государственных ценных бумаг (резидентами и нерезидентами),
перед внебюджетными фондами, зарубежными правительствами или
международными финансовыми институтами называется государственным
долгом. Государственный долг делится на внутренний (задолженность
государства гражданам, предприятиям и организациям своей страны) и
внешний (долг гражданам, организациям и правительствам других стран). По
срокам погашения различают долг краткосрочный (до 1 года),
среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).
Редко когда государству удается из текущих
бюджетных доходов полностью в срок погашать государственные займы и
выплачивать по ним проценты. Поэтому правительства, постоянно нуждаясь в
средствах, прибегают к новым займам, покрывая старые долги, но делая
таким образом новые. В результате государственный долг растет в разных
странах раз-личными темпами. Наиболее тяжелыми для поташе ния считаются
краткосрочные долги, по которым приходится в течение короткого времени
выплачивать основную сумму с высокими процентами. Вот почему
государственные органы стараются консолидировать краткосрочную, а часто и
среднесрочную задолженность, т. е. превратить ее в долгосрочные долги,
отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь
выплатой ежегодных процентов. В ряде стран в государственных органах
существуют специальные структурные подразделения, которые отвечают за
погашение и консолидацию старых долгов, а также за привлечение новых
займов. Однако консолидация внешнего долга возможна только с согласия
кредиторов. Последние создают специальные организации-клубы, где
вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в
состоянии выполнять международные финансовые обязательства. Наиболее
известными являются Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и
Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба
неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе и
России) по отсрочке выплат, а в ряде случаев — частично списывали их
государственные долги.
|