Механизм (аппарат) государства — это система государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства.
Деятельность любого государственного
аппарата строится в соответствии с конкретными принципами, под которыми
понимаются основные идеи, определяющие подходы к формированию и
функционированию государственных органов. В демократических государствах
(в том числе к в России) к таковым относятся:
1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата;
2) принцип разделения властей, исключающий возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц;
3) принцип демократизма, позволяющий учитывать интересы большинства граждан государстЕа;
4) принцип законности, означающий обязательность соблюдения законов во всех звеньях государственного аппарата;
5) принцип гласности, обеспечивающий открытость деятельности государственных органов;
6) принцип профессионализма и
компетентности государственных служащих, гарантирующий высокий уровень
решения важнейших вопросов государственной жизни;
7) принцип федерализма (в федеративных
государствах), обеспечивающий разграничение предметов ведения между
федерацией и ее субъектами.
Современная юридическая наука выделяет три основные модели построения государственного аппарата:
1) централизованно-сегментарную, при
которой органами государственной власти считаются только центральные
органы, функционирующие в масштабе всего государства (президент,
парламент, правитель-ство), а также их представители на местах. Местные
выборные органы рассматриваются в данной системе как органы местного
самоуправления и имеют особую сферу деятельности. Такая модель
характерна для современных демократических государств. Она особенно
эффективна в условиях политической стабильности в стране;
2) моноцефальную (греч. mono — один,
kephale — голова), при которой вся система государственных органов
едина. Во главе этой системы стоит лицо или орган, обладающий всей
полнотой власти и наделяющий ею нижестоящие органы, которые, как
правило, назначаются вышестоящими. Подобная система государственных
органов носит жестко иерархический характер, предельно персонифицирована
и пирамидальна по своему построению. Местные органы власти представляют
собой не органы местного самоуправления, а органы государства.
Моноцефальная модель государственного механизма характерна для
антидемократических режимов, так как хорошо приспособлена для
осуществления централизованного контроля за обществом. Она складывается
обычно в условиях политической нестабильности в послереволюционные
периоды либо в результате военных переворотов;
3) монотеократическую, при которой
сочетается единовластие главы государства, подкрепленное религиозными
догмами, и длительное сохранение родовых порядков. Глава государства
является одновременно и высшим духовным лицом. Отсутствует разделение
властей и парламентаризм. Эта модель характерна для государств,
провозгласивших ислам государственной религией (Иран, Саудовская Аравия,
Катар).
Государственный аппарат состоит из
различных по порядку формирования, структуре и роли в осуществлении
власти государственных органов. Государственный орган — это составная
часть механизма государства (физическое лицо или организация),
наделенная государственно-властными полномочиями и участвующая в
осуществлении функций государства. Таким образом, государственный орган:
1) представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;
2) наделен властными полномочиями, в том числе возможностью применения принуждения;
3) образуется и действует на основе правовых актов, которые определяют его компетенцию. Компетенция государственного органа — это объем и перечень государственно-властных полномочий, закрепленных за этим органом, а также его юридические обязанности.
Кроме того, часто в понятие компетенции включается перечень вопросов,
по которым данный орган вправе самостоятельно принимать властные
решения.
Государственные органы реализуют свою
компетенцию в трех формах. Первой формой является издание
нормативно-правовых актов. Вторая форма — это принятие
правоприменительных актов. Третья форма представляет собой
организационную деятельность государственного органа.
Органы государства различают по нескольким критериям:
1) по срокам полномочий все
государственные органы делятся на временные и постоянные. Временные
органы создаются для достижения краткосрочных целей, тогда как
постоянные функционируют без ограничения срока. Например, к временным
органам в России в 1917—1918 гг. относились Временное правительство и
Учредительное собрание;
2) по месту в иерархии государственные
органы подразделяются на высшие и местные. В федерациях помимо них
существуют еще и органы власти субъектов федерации. Примером высшего
органа власти в Российской Федерации является Государственная Дума
Федерального Собрания РФ; примером органа власти субъекта федерации —
Правительство Москвы; примером местного органа власти — мэр
Владивостока;
3) по характеру осуществления компетенции
различают коллегиальные и единоначальные государственные органы. К
первым относится, например, Верховный Суд Российской Федерации, ко
вторым — Генеральный прокурор РФ;
4) по порядку формирования государственные
органы бывают первичными, т. е. избираемыми непосредственно населением,
и производными, которые формируются первичными. Примером первичных
органов может служить Московская городская Дума, производных —
Федеральная служба безопасности РФ;
5) по правовым формам деятельности
выделяют правотворческие (парламенты), правоприменительные
(правительства) и правоохранительные (суды, органы внутренних дел)
государственные органы;
6) в соответствии с принципом разделения властей государственные органы делятся на законодательные, исполнительные и судебные.
Сам принцип разделения властей имеет
давнюю историю. Основы теории разделения властей были заложены еще
античными мыслителями, в частности Аристотелем. В наиболее полном виде
ее сформулировал в 1784 г. французский просветитель Ш.-Л. Монтескье.
Потребность в разделении властей на законодательную, исполнительную и
судебную вытекает, по мнению Монтескье, из природы человека, его
склонности к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой
предел и не угрожать правам и свободам граждан. Эта теория была призвана
обосновать такое устройство государства, которое исключило бы
возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а в частности —
любым органом государства. Первоначально она была направле-на на
обоснование ограничения власти короля, а затем ее стали использовать как
идеологическую основу борьбы против всех форм диктатуры. История
оказывает, что опасность последней является постоянной: общество и
государство все время борются между собой, и периодически в этой борьбе
побеждает государство.
Теория разделения властей, как она была
изложена Монтескье, предполагает раздельное функционирование трех
разных, независимых и взаимоуравно-зешенных властей: законодательной,
исполнительной и судебной. Разделение властей основывается на том, что в
государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельности:
принятие законов, их исполнение и осуществление правосудия (наказание
нарушителей этих законов, разрешение конфликтов, связанных с применением
законов). Но есть и другая сторона проблемы: с точки зрения обеспечения
демократии целесообразно распределить три этих направления
государственной деятельности между тремя различными группами
государственных органов, чтобы не произошла монополизация власти одной
ее ветвью. Важно и то, что эти три независимые власти могут
контролировать друг друга, создавая сложную систему «сдержек и
противовесов».
Таким образом, разделение властей
предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония,
авторитаризма. Однако принцип разделения властей нельзя
абсолютизировать: для нормального функционирования государства
необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.
Ведущее место в системе разделения властей зани мает законодательная ветвь власти. Законодательная
власть — это делегированная народом своим представителям
государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания
законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной
властью, главным образом в финансовой сфере.
Законодательная власть — это власть
представительная. В ходе процедуры выборов народ передает власть
депутатам и таким образом уполномочивает законодательные органы
осуществлять государственную власть.
В различных государствах законодательные
органы называют по-разному: в Российской Федерации — Федеральное
Собрание, в США — конгресс, в Великобритании — парламент, во Франции —
Национальное собрание. Исторически первым законодательным органом
являлся английский парламент (от франц. parler — говорить), поэтому
часто законодательный орган называют парламентом.
Парламенты могут быть одно— и
двухпалатными. Как правило, двухпалатные парламенты существуют в
федеративных государствах. При этом верхняя палата отражает интересы
субъектов федерации и формируется на основе равного их
представительства. Кроме того, срок полномочий верхней палаты зачастую
более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной
ценз, и обычно она формируется на основе косвенных (непрямых) выборов.
Во многих странах досрочному роспуску подлежат только нижние палаты
парламента. Поэтому верхние палаты становятся своеобразным «заслоном» на
пути поспешных и популистских законопроектов, принятых нижними
палатами.
Палаты парламента образуют постоянные и
временные комитеты и комиссии, основное назначение которых —
предварительное рассмотрение законопроектов. Депутаты от одной партии
объединяются в парламенте во фракции для координации совместных
действий.
Помимо исключительного права
законодательства только парламент вправе устанавливать налоги и сборы,
принимать бюджет, ратифицировать внешнеполитические договоры. Парламент
участвует в формировании многих высших органов государственной власти.
Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях. Деятельность
парламентов освещается средствами массовой информации. Депутаты обязаны
периодически работать в своих округах, отчитываться перед избирателями. В
некоторых государствах существует право отзыва депутата избирателями до
истечения срока его полномочий (императивный мандат).
Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом.
Исполнительная власть — это
вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность
которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов
законодательной, власти.
Исполнительная власть реализуется через
систему исполнительных органов, которые призваны осуществлять
исполнительно-распорядительную деятельность.
Исполнительная деятельность этих органов
состоит в том, что именно они являются непосредственными исполнителями
требований, содержащихся в законах и актах вышестоящих органов.
Распорядительная деятельность этих органов состоит в том, что они
принимают практические меры по реализации указанных выше требований,
организуют исполнение законов и распоряжений гражданами и общественными
организациями, а также нижестоящими органами исполнительной власти.
Всю свою деятельность эти органы обязаны
осуществлять в строгом соответствии с законодательст" вом и во
исполнение законов, а не произвольно, по собственному усмотрению.
Поэтому деятельность исполнительных органов государства называют
подзаконной, а издаваемые ими юридические акты — подзаконными актами.
Исполнительная власть реализуется
государством через президента и правительство, их органы на местах. За
проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность
правительство несет, как правило, солидарную политическую
ответственность. Отказ правительству в доверии выражается в строгой
юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум
недоверия приводит к отставке правительства и по общему правилу его
замене новым. Однако потерпевшее поражение правительство (в целях
уравновешивания законодательной власти) может, не уходя в отставку,
прибегнуть к досрочному роспуску парламента (его нижней палаты) и
проведению внеочередных всеобщих выборов.
Во всех странах предусматривается
возможность привлечения главы правительства или его членов к судебной
ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение
предъявляется парламентом или нижней палатой, а рассмотрение и решение
дела отнесено к юрисдикции или конституционного суда, или верхней палаты
парламента.
Особое место в системе разделения властей
занимает судебная власть, осуществляемая путем гласного, состязательного
рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве.
Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.
Судебная власть значительно отличается от
законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения
(законов), он не занимается управлением. Но, осуществляя государственную
власть в особой форме — форме правосудия, суд не изолирован от других
ветвей власти. Он применяет законы, изданные парламентом, другие
нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует
его решения (тюремное содержание преступников). Правосудием называется
деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах
сторон.
Суд характеризуется судоустройством и судопроизводством. Под судоустройством понимается совокупность норм, устанавливающих задачи и принципы организации, структуру судов.
Судоустройство в демократическом государстве основывается на следующих принципах:
1) осуществление правосудия только судом;
2) образование судов на началах выборности;
3) независимость суда и подчинение его только закону;
4) неприкосновенность судей и их несменяемость;
5) коллегиальность суда.
В составе суда, как правило,
взаимодействуют две коллегии: профессиональный судья (судьи) и народные
представители. В зависимости от роли коллегии народных представителей в
суде различают два типа судов — суд с участием присяжных заседателей
(суд присяжных) и суд шеффенов. В состав суда присяжных входят один или
несколько постоянных судей и присяжные заседатели (как правило,
двенадцать). Функции судьи и присяжных в ходе процесса строго
разграничены. Присяжные выносят вердикт о виновности или невиновности
подсудимого, а судья на основании этого вердикта формулирует приговор,
на вынесение которого присяжные не могут оказать влияния. Суд шеффенов
состоит из одной коллегии, в которую входят судья (судьи) и заседатели
(шеффены). Вынесение приговора производится ими совместно.
Судопроизводство представляет собой
установленный законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и
разрешения уголовных и гражданских дел. В основе судопроизводства в
демократическом государстве лежат принципы законности, осуществления
правосудия только судом, равенства участников процесса, публичности,
гласности, уст-ности, непрерывности и состязательности судебного
разбирательства, ведения дела на национальном языке.
Особой разновидностью судов являются
конституционные суды, в компетенцию которых входит осуществление
конституционного надзора, т. е. проверка соответствия законов и иных
нормативных актов конституции. Объектами конституционного надзора могут
быть обычные законы, поправки к конституции, международные договоры,
регламенты палат парламента и нормативные акты исполнительной власти. В
федеративных государствах конституционные суды рассматривают также споры
о разграничении полномочий между федерацией и ее субъектами.
Конституционный надзор может осуществляться:
а) всеми судами общей юрисдикции (США, страны Латинской Америки, Норвегия, Япония);
б) Верховным судом (Австралия, Канада, Индия);
в) специальным конституционным судом, для
которого конституционный надзор — главная и единственная функция
(Россия, Австрия, ФРГ);
г) особым органом несудебного характера (Франция).
В некоторых странах конституционный суд
выполняет функции верховного судебного органа, в других — судебную
систему возглавляет самостоятельный Верховный суд.
Все суды в соответствии с правовой сферой,
на которую распространяются их полномочия, подразделяют на суды общей,
специальной и административной юрисдикции.
Суды общей юрисдикции (общегражданские
суды) рассматривают гражданские, трудовые и имущественные споры, дела об
административных правонарушениях и уголовные дела.
Суды специальной юрисдикции
(специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по
которым имеет определенную специфику (например, арбитражный суд).
Суды административной юрисдикции в
основном рассматривают жалобы граждан на превышение государственными
служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в
РФ таких судов пока нет).
Классический вариант теории разделения
властей, созданный в XVIII в., не в полной мере отражает современное
состояние государственного механизма: некоторые государственные органы
по своей компетенции не могут быть однозначно отнесены к той или иной
ветви власти. Прежде всего это относится к президентской власти в
республиках смешанного и парламентского типа, где президент не является
главой исполнительной власти, а выполняет функции главы государства.
В качестве самостоятельной группы органов
государства могут быть названы и органы прокуратуры. Они не входят в
систему исполнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной,
ни к законодательной власти. Основное назначение прокуратуры состоит в
том, чтобы осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением и
применением законов на территории государства. Кроме того, органы
прокуратуры обычно осуществляют следствие по некоторым, наиболее важным,
преступлениям, а также поддерживают государственное обвинение в суде.
Органы прокуратуры самостоятельны и независимы в процессе осуществления
своей деятельности и подчиняются только генеральному прокурору.
Общественное мнение часто выделяет и четвертую ветвь власти — средства массовой информации.
Этим подчеркивается их особое влияние на принятие политических решении в
демократическом обществе. С помощью средств массовой информации
отдельные люди, группы, политические партии могут обнародовать свои
взгляды по важнейшим проблемам общественной жизни. В них публикуется
информация о деятельности парламента, в том числе результаты поименного
голосования по тому или иному вопросу, что является важным элементом
контроля за деятельностью депутатов.
|