Согласно статье 94 Конституции РФ,
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является ее
высшим представительным и законодательным органом.
Федеральное Собрание состоит из двух палат
— Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по
два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного
и исполнительного органов государственной власти. До 2000 г. членами
Совета Федерации автоматически (по должности) становились глава
законодательного (представительного) и глава исполнительного органов
государственной власти каждого субъекта Федерации. Однако этот порядок,
нарушавший принцип разделения властей, был изменен после принятия в июле
2000 г. новой редакции Федерального закона «О порядке формирования
Совета Федерации Федерального Собрания РФ». В соответствии с ним членами
Совета Федерации могут быть избраны (назначены) граждане РФ не моложе
30 лет. Член Совета Федерации — представитель от законодательного органа
государственной власти субъекта РФ избирается этим органом на срок
своих полномочий. Представитель в Совете Федерации от исполнительного
органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным
лицом субъекта РФ на срок своих полномочий. Указ о назначении
представителя в Совете Федерации от исполнительного органа
государственной власти вступает в силу, если на заседании
законодательного органа власти субъекта РФ две трети от общего числа его
депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в
Совете Федерации.
Государственная Дума состоит из 450
депутатов, избираемых гражданами РФ всеобщим равным прямым и тайным
голосованием. Порядок выборов депутатов Государственной Думы
устанавливается Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания РФ»-Депутатом Государственной Думы может
быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в
выборах. При этом 225 депутатов Государственной Думы избираются по
одномандатным избирательным округам, а 225 депутатов избираются по
федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов,
поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые
избирательными объединениями и блоками Избранным по одномандатному
избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее
число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Таким
образом, избрание половины депутатов проводится в соответствии с
принципами мажоритарной системы относительного большинства (в один тур).
Однако выборы признаются несостоявшимися, если в них приняли участие
менее 25% зарегистрированных избирателей. Избирательные объединения и
блоки, списки кандидатов которых получили при голосовании менее 5%
голосов избирателей (по новой редакции закона — менее 7% с 2007 г.), из
распределения мандатов по федеральному округу исключаются.
Члены Совета Федерации и депутаты
Государственной Думы обладают неприкосновенностью (иммунитетом) в
течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны,
арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте
преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением
случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения
безопасности других людей. Член Совета Федерации и депутат
Государственной Думы может быть лишен иммунитета решением
соответствующей палаты, принятым большинством голосов по представлению
Генерального прокурора РФ.
Депутаты Государственной Думы работают на
профессиональной основе и не могут быть депутатами иных представительных
органов государственной власти или местного самоуправления, находиться
на государственной службе, заниматься другой
оплачиваемой деятельностью, кроме
преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Одно и то же
лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом
Государственной Думы.
Федеральное Собрание является постоянно
действующим органом. Государственная Дума собирается на первое заседание
на тридцатый день после избрания. Ее полномочия прекращаются с момента
начала работы Государственной Думы нового созыва. Заседания Совета
Федерации и Государственной Думы являются открытыми, т. е. свободными
для посещения представителями других органов государственной власти и
средств массовой информации. Палаты Федерального Собрания заседают
раздельно, хотя и могут собираться совместно для заслушивания посланий
Президента РФ, Конституционного Суда, а также выступлений руководителей
иностранных государств.
Работу Совета Федерации и Государственной
Думы организуют председатели и их заместители, избираемые палатами из
своего состава. Для предварительного рассмотрения законопроектов,
подготовки постановлений и заключений палат и осуществления других
функций Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и
комиссии.
Кроме того, в Государственной Думе для
проведения согласованной политики депутаты образуют депутатские
объединения — фракции и депутатские группы. Фракции формируются на
основе избирательных объединений, прошедших в Думу по федеральному
избирательному округу. Депутаты, не вошедшие во фракции, могут
образовывать депутатские группы. При численности не менее 35 депутатов
эти группы подлежат регистрации, пользуясь равными правами с фракциями.
Председатель Государственной Думы и руководители депутатских объединений
входят с правом решающего голоса в состав Совета Государственной Думы, к
компетенции которого отнесены предварительная подготовка заседаний Думы
и рассмотрение организационных вопросов деятельности палаты. Внутреннее
устройство и формы деятельности палат Федерального Собрания
регулируются специальными правовыми актами — регламентами.
К числу важнейших функций Федерального
Собрания Конституция РФ относит законодательную деятельность (см. вопрос
№ 4 настоящей главы).
Помимо законодательных полномочий к ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;
б) утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;
в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории;
г) назначение выборов Президента РФ;
д) отрешение Президента РФ от должности;
е) назначение на должность судей
Конституционного Суда РФ, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ
(по представлению Президента);
ж) назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (по представлению Президента);
з) назначение и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;
в) назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ (по представлению Президента РФ);
г) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
е) объявление амнистии (полное или
частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступление, либо
замена этим лицам назначенного судом наказания на более мягкое);
ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
По вопросам, отнесенным к их ведению, Совет Федерации и Государственная Дума принимают постановления.
Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ до истечения срока ее полномочии:
а) после трехкратного отклонения Думой кандидатуры Председателя Правительства, представленной Президентом РФ;
б) после двукратного (в течение трех
месяцев) выражения недоверия Правительству РФ большинством голосов от
общего числа депутатов Государственной Думы;
в) в течение семи дней после отказа в
доверии Правительству РФ со стороны Государственной Думы (голосование о
доверии Правительству проводится по инициативе его председателя).
В двух последних случаях Президент может
согласиться с мнением депутатов и отправить Правительство в отставку, не
распуская Государственной Думы. В первом же случае Президент обязан
распустить палату и назначить новые выборы.
Государственная Дума не может быть
распущена: а) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до
принятия соответствующего решения Советом Федерации;
б) в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;
в) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;
г) в течение года после ее избрания (в
случае, если Государственная Дума выразила недоверие или отказала в
доверии Правительству РФ).
В случае роспуска Государственной Думы
Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная
Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с
момента роспуска.
|