Происхождение понятия «культура» (от
лат colo — обрабатывать, возделывать почву) непосредственно связано с
материальным производством земледельческим трудом. На начальных этапах
развития человеческого общества это понятие идентифицировалось с
основным видом экономической деятельности того времени — земледелием.
Однако последовавшее вскоре размежевание духовной и
материально-производственной сфер человеческой деятельности создало
иллюзию их полной автономии. Понятие «культура» постепенно стало
отождествляться лишь с явлениями духовной жизни общества, с
совокупностью духовных ценностей. Такой подход находит своих сторонников
и сейчас. Однако наряду с этим доминирующей точкой зрения является та,
согласно которой культура не ограничивается исключительно явлениями
духовной жизни общества. Она присуща всем видам и формам деятельности
людей, в том числе и экономической.
Экономической культурой называют
совокупность материальных и духовных социально-выработанных средств
деятельности, с помощью которых осуществляется
материально-производственная жизнь людей.
Структура экономической культуры соотносима
со структурой самой экономической деятельности, с последовательностью
основных фаз общественного производства: собственно производство, обмен,
распределение и потребление. Поэтому правомерно говорить о культуре
производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре
потребления. Структурообразующим фактором экономической культуры
является трудовая деятельность человека. Она характерна для всего
многообразия форм, видов материального и духовного производства. Каждый
конкретный уровень экономической культуры труда характеризует отношение
человека к человеку, человека к природе (именно осознание этого
отношения является моментом зарождения экономической культуры), индивида
к своим собственным трудовым способностям.
Любая трудовая деятельность человека
связана с раскрытием его творческих способностей, однако степень их
развития различна. Ученые выделяют три уровня этих способностей.
Первый уровень — продуктивно-репродуктивная
творческая способность, когда в процессе труда все только повторяется,
копируется и лишь в виде исключения, случайно создается новое.
Второй уровень — генеративная творческая
способность, результатом проявления которой будет если не совершенно
новое произведение, то, по крайней мере, оригинальная вариация.
Третий уровень —
конструктивно-инновационная деятельность, суть которой состоит в
закономерном появлении нового. Этот уровень способностей в производстве
проявляется в труде изобретателей и рационализаторов.
Чем более творческим является труд, тем
богаче культурная деятельность человека, тем выше уровень культуры
труда. Последнее в конечном счете служит основой достижения более
высокого уровня экономической культуры.
Трудовая деятельность в любом обществе
является коллективной, воплощается в совместном производстве. Поэтому
наряду с культурой труда необходимо рассматривать культуру производства
как целостную систему.
Культура труда включает навыки владения
орудиями труда, сознательное управление процессом создания материальных и
духовных благ, свободное применение своих способностей, использование в
трудовой деятельности достижений науки и техники.
Культура производства включает в себя следующие основные элементы:
1) культуру условий труда, представляющую
комплекс компонентов экономического, научно-технического,
организационного, социального и правового характера;
2) культуру трудового процесса, которая находит выражение в деятельности отдельно взятого работника;
3) социально-психологический климат в производственном коллективе;
4) культуру управления, которая органически
сочетает в себе науку и искусство управления, выявляет и реализует
творческий потенциал, инициативу и предприимчивость каждого участника
производственного процесса.
В современном обществе существует тенденция
повышения культурного уровня производства. Она находит свое выражение в
использовании новейших техники и технологических процессов, передовых
приемов организации труда, прогрессивных форм управления и планирования,
достижений науки.
Однако объективный характер поступательного
развития экономической культуры не означает, что оно происходит
автоматически. Направленность этого развития обусловливается, с одной
стороны, возможностями, содержащимися в совокупности условий, задающих
границы экономической культуры, с другой стороны — степенью и способами
реализации этих возможностей представителями различных социальных групп.
Изменения в социокультурной жизни совершаются людьми, поэтому эти
изменения зависят от знаний, воли, объективно сложившихся интересов
людей. В зависимости от этих факторов в локальных исторических рамках
возможны спады, застои в отдельных сферах и экономической культуре в
целом.
Прогресс в развитии экономической культуры
обусловливается прежде всего преемственностью способов, форм
деятельности поколений, усвоением тех из них, которые доказали свою
эффективность, и уничтожением неэффективных, отживших.
В конечном счете в ходе развития
экономической культуры создаются такие условия, которые побуждают
человека к активной творческой производственной деятельности,
способствуют его становлению как активного субъекта экономических
процессов.
|