Духовный
мир личности (микрокосм человека) — целостное и в то же время
противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой
являются:
1) духовные потребности в познании
окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других
форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;
2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
3) убеждения, твердые взгляды, основанные
на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех ее
проявлениях и сферах;
4) вера в истинность тех убеждений, которые
разделяет человек (т. е. бездоказательное признание правильности того
или иного положения);
5) способность к тем или иным формам социальной деятельности;
6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;
7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности;
8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.
Ценности представляют собой предмет
устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни.
Различают социальные ценности — общественные идеалы, выступающие как
эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные
ценности — идеалы отдельной личности, служащие одним из источников
мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они
меняются с изменением содержания и форм жизни. Однако современная
цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих ценностей, в
основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают
духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации
общечеловеческих интересов (т. е. универсальных потребностей людей,
присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных,
классовых или иных различий). Общечеловеческие ценности приобретают
приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное
существование и развитие каждой отдельной личности.
Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, под которым понимают совокупность
обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней,
на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также
обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы. Субъектами (носителями) того или иного мировоззрения выступают отдельные люди, группы людей и общество в целом.
Характер мировоззрения определяется уровнем
исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому
мировоззрение средневекового человека так отличается от современного.
Однако мировоззрение людей, даже живущих в одном и том же обществе,
различно. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирования
мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным группам.
Выделяют несколько типов мировоззрения:
1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;
2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;
3) научное, которое опирается на достижения
современной науки и отражает научную картину мира, результаты
современного научного познания;
4) гуманистическое, объединяющее лучшие
стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной
справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.
Духовный мир личности выражает неразрывную
связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее
определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.
|