Слово cultura ведет свое происхождение
от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать»,
«возделывать почву». Первоначально слово «культура» обозначало процесс
очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и
многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.
В современном языке понятие «культура» употребляется в основном в широком и узком значениях.
В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности которые связаны с искусством.
В широком же смысле культурой общества
принято называть совокупность форм и результатов человеческой
деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из
поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и
неязыковых), а также путем обучения и подражания.
В истории общественной мысли существовали
различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. Часть
философов называла культуру средством закабаления людей. В наиболее
законченном виде эта позиция нашла свое отражение во взглядах известного
немецкого философа Ф. Ницше, который провозгласил тезис о том, что
человек по своей природе — существо антикультурное, а сама культура —
это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Другой
точки зрения придерживались те ученые, которые называли культуру
средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного
члена общества (И.-Г. Гердер и др.). Этапы развития культуры
рассматривались ими как ступени прогрессивного развития человечества.
Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали, что:
1) духовная культура играет важную роль в
жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи
накопленного человечеством опыта;
2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы;
3) культура служит одной из важнейших
характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и
конкретного общества в целом.
Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.
Под материальной культурой понимают
технику, производственный опыт, а также те материальные ценности,
которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания
человека. Подвидами материально-культурных феноменов являются:
1) природные объекты, которые подверглись
некоторому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную
форму (рубило первобытного человека);
2) искусственно-природные объекты, которые
сохраняют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в
естественных условиях (японский сад камней);
3) синтетически-природные объекты, т. е.
такие объекты, которые синтезированы из встречающихся в природе
материалов (пластмассы);
4) социально-культурные объекты, сооружение
которых предполагает использование природных и искусственных материалов
(шоссейные дороги);
5) социально-материальные объекты, обслуживающие общество в производственной сфере (компьютеры, машины).
К духовной культуре обычно относят науку,
искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной
культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально.Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание — то, что они значат для личности и общества.
Духовную культуру можно классифицировать
так же, как и материальную, т. е. на основании степени
творчески-преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из
этого критерия выделяют следующие подвиды духовной культуры:
1) произведения монументального искусства,
обладающие материальной формой, которую придал художник
естественно-природным или искусственным материалам (скульптура, объекты
архитектуры);
2) театральное искусство (театральные образы);
3) произведения изобразительного искусства (живопись, графика);
4) музыкальное искусство (музыкальные образы);
5) различные формы общественного сознания
(идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др.
знания, научные концепции и гипотезы и т. д.);
6) общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи и т. д.).
Относительная самостоятельность
материальной и духовной сфер общественной жизни в отношении друг друга
иногда приводит к переоценке роли и места материальной культуры общества
и недооценке его духовной культуры. В противовес подобному подходу в
последние годы в социологии получает все большее распространение понятие
социокультурной сферы жизни общества.
Социокультурная сфера понимается как
ведущая сфера развития общества, аккумулирующая опыт предшествующих
поколений и обеспечивающая социальную стабильность в течение достаточно
длительного исторического периода.
Ученые вычленяют следующие функции данной сферы:
а) трансляционную (передача социальных ценностей из прошлого в настоящее, а из настоящего — в будущее);
б) селекционную (оценка и классификация
унаследованных ценностей, определение их места и роли в решении проблем
общества на данном этапе);
в) инновационную (обновление социальных ценностей и норм).
Накопленные российским обществом в XX в.
социальные ценности и нормы сегодня подвергаются серьезному пересмотру. В
связи с этим можно отметить ряд позитивных и негативных процессов,
происходящих в социокультурной сфере.
Осуществляемый в России переход от
тоталитарного государства к демократическому сопровождается глубоким
кризисом, который охватил все сферы общественной жизни, в том числе и
духовную. Нормальное развитие культуры в России во многом оказалось
нарушено в результате изменения духовных ценностей общества и, как
следствие, своеобразного «разрыва» процесса передачи духовной культуры
от старших поколений к младшим.
Начавшаяся в России децентрализация
культуры, разрушение государственной монополии на культуру вместе с
гиперинфляцией начала 90-х гг. привели к серьезному сокращению
количества потребителей художественной культуры. Значительная часть
населения в силу отсутствия средств к существованию вынуждена
отказываться от культурных ценностей.
С другой стороны, на фоне отсутствия
государственного финансирования культурных и научных центров набирает
силу процесс коммерциализации духовной культуры, ориентированной на
широкие слои населения. Тотальная ориентация на бизнес ведет к коррозии
нравственных ценностей, изменению личностных установок в сторону
ожесточения и усиления агрессивного начала.
Огромное влияние на формирование духовных
образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой
информации. С одной стороны, они играют положительную роль, давая
возможность миллионам людей познакомиться с важнейшими достижениями
культуры. Но с другой стороны, именно СМИ способствуют формированию в
обществе определенных вкусов, идей, связанных с культурой, носящей
потребительский характер. Проникновение этой масс-культуры
сопровождается формированием в сознании молодежи новых стереотипов,
которые зачастую оказываются не совместимыми с национальными традициями.
Культура же всегда замешена на традиции, и разрушение последней ведет к
разрушению самой культуры.
До конца не получен ответ на то, какое
влияние оказывает массовая культура на психику людей, на их
взаимоотношения. Но уже очевидно, что ее продукция в большинстве своем
не отличается высоким качеством и ориентирована не на духовное развитие
человека, а на продажу. Современные культурологи утверждают, что сегодня
на смену человеку разумному постепенно приходит человек потребляющий.
Между тем в современной России сегодня фактически отсутствует правовая
база, которая была бы призвана регламентировать происходящие в стране
культурные процессы.
Наряду с коммерциализацией можно отметить и
еще одну особенность социокультурной ситуации в России — превращение
культуры в инструмент политики, в способ привлечения дополнительных
голосов избирателей на разного рода выборах (наиболее яркий пример —
президентская кампания 1996 г.).
Наконец, еще одной из проблем, стоящих
перед российским обществом, является формирование экологической культуры
его членов. Проблема экологии, бережного отношения к окружающей среде
сегодня не является чисто российской проблемой — она относится к так
называемым глобальным проблемам человечества. Однако, по данным
исследователей, именно Россия и страны СНГ занимают позорное первое
место по масштабам непродуманного вмешательства в природную среду. Чтобы
не допустить экологической катастрофы, России необходимо, объединив
свои усилия с другими странами, способствовать построению нового
мирового порядка, основанного на рациональном использовании природных
ресурсов всем человечеством.
|