Среда, 04.12.2024, 21:49                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [111]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [141]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [799]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [223]
ИСТОРИЯ [109]
МАТЕМАТИКА [143]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [124]
ОБЖ [61]
ИНФОРМАТИКА [76]
БИОЛОГИЯ [122]
ГЕОГРАФИЯ [100]
ЭКОЛОГИЯ [133]
ФИЗИКА [105]
ХИМИЯ [80]
ТЕХНОЛОГИЯ [102]
ФИЗКУЛЬТУРА [114]
МХК [51]
АСТРОНОМИЯ [20]
МУЗЫКА [45]
ИЗО [115]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [67]
ДЕТСКИЕ ПЕСНИ С НОТАМИ [9]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ [271]
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА [354]
Я УЧИТЕЛЬ [62]
ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ [19]
РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [451]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ [204]
ИНТЕРЕСНОЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ [90]
ФИЗКУЛЬТУРА - ЭТО ЗДОРОВО [125]
ГЕОМЕТРИЯ [63]
ХИМИЯ [213]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
АЛГЕБРА [28]
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК [63]
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [62]
ЗАДАЧИ ПО ИСТОРИИ [199]
ФИЗИКА [10]
СТИХИ К УРОКАМ ИСТОРИИ [32]
ИСТОРИЯ [258]
ПОДГОТОВКА К ГИА [13]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИСТОРИИ [65]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [121]
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ ЧЕРЧЕНИЯ [57]
ГЕОГРАФИЯ [83]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. МАТЕМАТИКА 11 КЛАСС [225]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ [34]
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО АСТРОНОМИИ [25]
АЛГЕБРА. 7 КЛАСС [9]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [209]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО МАТЕМАТИКЕ [12]
ТЕСТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [58]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО МАТЕМАТИКЕ. 9 КЛАСС [31]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [44]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ ИСТОРИИ [57]
ИНФОРМАТИКА [64]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ. 6 КЛАСС [18]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [50]
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ [21]
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [103]
МУЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [26]
ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ [150]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ФИЗИКИ [18]
ТЕСТЫ ПО ФИЗИКЕ [26]
ЗООЛОГИЯ В ШКОЛЕ [230]
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [61]
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ [122]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ИНТЕРЕСНОЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ

Деньги. Денежное обращение. Инфляция
04.07.2012, 16:57

Деньгами называют всеобщий товарный эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга.

Деньги — исторически развивающаяся экономическая категория. Они возникли много тысяч лет назад и последовательно прошли в своем развитии два главных периода: период полноценных денег и период неполноценных денег.

История денег началась с их полноценного варианта. Полноценными называют такие деньги, у которых собственная стоимость (т. е. фактические затраты на изготовление монеты) примерно соответствует номинальной (т. е. той, которая на этой монете обозначена).

Первоначально полноценными деньгами служили зерно, меха, скот и т. д. Со временем роль денег закрепилась за двумя металлами — золотом и серебром. При этом в истории денег были моменты, когда существовал биметаллизм (т. е. в обращении в качестве денег находились оба этих металла) и периоды монометаллизма (когда роль денег играло либо золото, либо серебро). В частности, на раннем этапе развития капитализма в Европе был широко распространен биметаллизм. Однако трудности, связанные с использованием двойных денег и цен, склонили чашу весов в пользу золотого монометаллизма. Выбор золота не был случайным. Золото — это благородный металл, обладающий большой сохранностью. Оно имеет целый ряд качеств, необходимых для всеобщего эквивалента: делимость, портативность (или высокую концентрацию), большую стоимость и наличие в количестве, достаточном для обмена. Система золотого монометаллизма была установлена в Великобритании еще в конце XVIII в. В конце XIX в. наиболее развитые страны континентальной Европы также перешли на золотой стандарт. Золотым стандартом называется такая денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента играет золото, а в обращении используются золотые монеты (классическая форма) или денежные знаки, разменные на золото.

В условиях действия золотого стандарта деньги выполняли несколько функций.

Во-первых, они служили мерой стоимости всех товаров. Стоимость вещи, выраженная в деньгах, называется ценой. Цены различных товаров выражались в некотором количестве золота, которое измеряется весом последнего. Определенное весовое количество золота принималось за единицу его массы. Эта единица, устанавливаемая государством в качестве денежной единицы, называется масштабом цен. Масштаб цен и его кратные части служили для измерения массы золота, а все цены товаров выражались в определенном количестве его весовых единиц (например, в Российской империи конца XIX в. денежной единицей был рубль, весовое количество золота которого равнялось 0,774254 г ).

Вторая функция, которую выполняли деньги, — функция средства обращения. Она состояла в том, что деньги выступали как посредник при обмене товаров, переходя из рук покупателей в руки продавцов, и наоборот. Это давало людям возможность избавиться от бартерного обмена и разделить моменты купли и продажи товаров как во времени, так и в пространстве. Сначала функцию средства обращения выполняли золотые слитки. Это создавало определенные неудобства, поскольку при каждом обмене эти слитки приходилось взвешивать. Поэтому государство стало придавать этим слиткам небольшую, как правило, стандартную форму и ставить на них соответствующий штамп. Так золотые деньги приобрели форму монеты. В процессе обращения монеты постепенно стирались и количество золота в них уменьшалось. Происходило отделение номинальной стоимости монеты от ее реального содержания. Нехватка золота постепенно привела к тому, что государства стали заменять золотые монеты более дешевыми серебряными и медными, а потом и вовсе заменили металлические деньги бумажными.

Третья функция денег реализовывалась при продаже товаров в кредит (т. е. в долг с отсрочкой платежа). Деньги использовались как средство платежа, причем не только в товарной сфере, но и вне ее (например, для выплаты налогов, займов и т. д.). Но если получивший за свой товар деньги не хотел сразу их расходовать, а решал поберечь выручку, то тогда деньги начинали выполнять функцию средства образования сокровищ, т. е. накапливались в качестве богатства вообще.

Отмена золотого стандарта произошла в XX в. Первый удар по золотому монометаллизму нанес мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Беспрецедентное обесценивание бумажных денег привело к тому, что размен их на золото стал невозможен и практически во всех странах был прекращен.

После Второй мировой войны усилившиеся экономически США внедрили в качестве основного средства платежа свою денежную единицу — доллар. Центральные банки различных государств могли теперь разменивать доллары на золото. Однако искусственно сохранять золотое содержание доллара Америка долго не смогла. К тому же много золота вместе с долларами утекло в Западную Европу (так называемые евродоллары) и на Ближний Восток (нефтедоллары). В декабре 1971 г. золотой стандарт был полностью отменен. Произошла демонетизация золота, т. е. его «отстранение» от денежных функций. На смену золотому стандарту пришла искусственная денежная система, в рамках которой действуют неполноценные деньги, номинальная стоимость которых никак не соответствует затратам на их изготовление. Основными видами неполноценных денег являются:

а) бумажные деньги;

б) биллонные монеты (или просто — биллоны) — металлические денежные знаки в виде монет, изготовленных из недрагоценных металлов;

в) кредитные деньги (векселя, чеки, пластиковые карточки и т. п.).

Бумажно-кредитные деньги обладают различной степенью ликвидности. Под ликвидностью понимается их способность быть обращенными в наличные деньги и истраченными на покупку товаров и услуг. Например, наличные деньги ликвидны на 100%, поскольку на них можно в любой момент приобрести различные виды жизненных благ. Гораздо менее ликвидными являются различные виды банковских вкладов.

Деньги находятся в постоянном движении, перемещаясь между физическими лицами, юридическими лицами и государством. Движение денег при выполнении ими своих функций называется денежным обращением.

Фактически современное денежное обращение включает в себя две основные формы денежных средств:

1) наличные деньги, которые объединяют бумажные деньги и мелкую разменную монету;

2) безналичные денежные средства, под которыми понимаются все средства, находящиеся на банковских счетах.

Соотношение наличных и безналичных денежных средств в современной экономике составляет 1:5.

Исторически сложившееся в государстве и закрепленное законодательством устройство денежного обращения называют денежной системой государства. Правовой основой денежной системы Российской Федерации являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)». Официальная денежная единица в России — рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Банком России и публикуется в печати.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории России обладает Центральный банк РФ. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической ситуации в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банковские билеты (банкноты) и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах ЦБР. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России.

Для нормального функционирования экономики требуется наличие определенного количества денег для обращения. Периодически возникали и продолжают возникать ситуации, в которых сфера обращения наполняется «лишними» деньгами, т. е. количество денег превышает действительную потребность экономики в них. В таких ситуациях говорят, что имеет место инфляция. Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются:

— по отношению к золоту (при золотом стандарте);

— по отношению к товарам и услугам;

— по отношению к денежным знакам других государств.

В первом случае повышается рыночная цена золота, во втором — цены на товары и услуги, в третьем — происходит падение курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам.


Уровень инфляции измеряют с помощью индекса цен (индекса стоимости жизни), который отражает процент увеличения за исследуемый период стоимости так называемой «потребительской корзины» —определенного набора товаров и услуг, необходимых для жизни.

Существует несколько видов инфляции.

В зависимости от среднегодового прироста цен выделяют:

1) умеренную (или ползучую) инфляцию, при которой цены поднимаются постепенно и в умеренном темпе (примерно на 10% в год);

2) галопирующую инфляцию, характеризующуюся быстрым ростом цен (примерно 100—150% в год);

3) гиперинфляцию, отличительной чертой которой является сверхвысокий рост цен (до 1000% в год).

По характеру инфляционного процесса различают инфляцию открытую и подавленную. При открытой инфляции происходит ничем не сдерживаемый рост цен. При подавленной — государство искусственно контролирует цены, что приводит к возникновению дефицита и «черного рынка».

Инфляция по-разному влияет на положение субъектов экономики. Как правило, она невыгодна всем получателям фиксированных доходов (работникам бюджетной сферы, кредиторам и владельцам сбережений). Для тех же людей, кто имеет диверсифицированные источники доходов, например недвижимость, инфляция может оказаться даже выгодной. Также выгодной инфляция может стать и для государства, которое, финансируя дефицит бюджета за счет печатания денег, получает так называемый инфляционный налог.

Основными последствиями инфляции являются, во-первых, значительное перераспределение доходов в обществе в пользу отдельных лиц и структур (обычно финансовых) и разрушение нормальных социально-экономических отношений. Население начинает в панике избавляться от быстро обесценивающихся денег и стремится вложить последние в материальные блага. А гиперинфляция вообще приводит к краху денежной системы и утрате деньгами своих функций.

Существует два варианта политики государства в ситуации инфляции: либо приспособление к инфляции, либо борьба с ней. В первом случае периодически проводится индексация доходов населения (повышение зарплат, пенсий, стипендий и т. д.). Однако непрерывная индексация может, в свою очередь, спровоцировать усиление инфляции, породив спираль «зарплата — цены». Борьба с инфляцией предполагает жесткую денежно-кредитную политику, сокращение дефицита бюджета за счет социальных программ, ограничение роли государства в экономике, поддержку предпринимательства, постепенное уменьшение денежной массы и другие меры.

Категория: ИНТЕРЕСНОЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к уроку общ, дидактический материал по обществов, интересное обществоведение
Просмотров: 1955 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru