Философские споры о природе человека
имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы
называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как
биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием,
высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление,
логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими
в процессе общественного труда.
Являясь частью природы, человек принадлежит
к высшим млекопитающим и образует особый вид — Homo sapiens. Как любой
биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной
совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у
различных представителей вида в довольно больших пределах. На подобное
изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Подобно
другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации
(разновидности), которые, когда речь идет о человеке, обозначаются чаще
всего понятием расы. Расовая дифференциация людей предопределена тем,
что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к
конкретным особенностям среды их обитания и у них появились
специфические анатомические, физиологические и биологические признаки.
Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель
любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими
параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер
жизнедеятельности всего человеческого общества.
Биологическая природа человека составляет
ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих
качеств. Биологи и философы называют следующие анатомические,
физиологические и психологические особенности человеческого организма,
которые составляют биологическую основу деятельности человека как
существа социального:
а) прямая походка как анатомическая
особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую
обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения
и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать
четвероногие;
б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;
в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;
г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;
д) сложный механизм голосовых связок,
строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению
определенного количества дифференцированных звуков;
е) длительная зависимость детей от
родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых,
медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период
обучения и социализации;
ж) пластичность врожденных импульсов и
потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие
имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к
средствам их удовлетворения — все это способствует развитию сложных
образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды;
з) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.
Будучи, безусловно, природным существом,
живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться
человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные факторы
жизнедеятельности человека, как сознание, речь, не передаются людям в
порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно,
в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом
общественно-исторического опыта предшествующих поколений. Человек с
момента его рождения является индивидом, т. е. единичным природным
существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа.
Понятие «человек», как правило, употребляют, желая показать
принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а
также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем
людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать
понятие «личность». (См. вопрос №4 данного раздела.)
|