Следующее предложение
Каллаган касается стимулирующего творческого поведения самого учителя. Примеры
творческой деятельности учителя могут служить для привлечения детей к новым
для них формам деятельности. Приведем один пример:
Учитель сидит за столом и
рисует на бумаге акулу. Несколько детей сидят рядом и внимательно наблюдают.
Учитель заканчивает свой рисунок, встает и направляется в другую часть комнаты,
чтобы посмотреть, как идут дела у детей, играющих в кубики. Вернувшись, он
видит, что его место занято что-то рисующим малышом. «Посмотрите теперь на
моих акул»,—с гордостью произносит ребенок. На бумаге были два изображения
акулы, вид спереди и вид сбоку.
В этом эпизоде можно увидеть
один весьма любопытный аспект подражания. Дети, имеющие возможность наблюдать
за каким-либо образцом, оказываются способными не только подражать, но и
рождать собственные идеи или, пользуясь другой терминологией, продуцировать
оригинальные собственные действия. Отличительная черта подражания состоит в
его «раскачивающем» или растормаживающем влиянии. Иными словами, наблюдение за
образцом каким-то образом стимулирует на выдвижение собственных идей или на
дальнейшее развитие действий, предложенных этим образцом. Именно это и
произошло в нашем эпизоде, когда мальчик, внимательно наблюдавший за тем, как
его учитель рисует акулу, предложил свою собственную интерпретацию этой рыбы,
причем изобразив ее в двух разных видах.
Как показывает практика,
некоторые учителя неохотно используют такие материалы, как глина, рейки,
картон и т. д., а также воздерживаются от рисования или игры на музыкальных
инструментах. Как нам представляется, это происходит в силу двух причин—
во-первых, учителя опасаются, что дети не справятся с поставленной задачей;
во-вторых, они сами не всегда чувствуют себя уверенно в этих видах
деятельности. Все это мешает учителю создать атмосферу подлинного творчества и
энтузиазма в классе. Совершенно очевидно, что для того чтобы извлечь какой-то
звук из барабана не надо быть настоящим музыкантом, а для создания
интересного рисунка совсем не обязательно обладать талантом профессионального
художника. Детей привлекают сами действия учителя. Им-то они и стремятся
следовать и подражать. Если устанавливается взаимодействие такого рода, то
учитель и его ученики становятся настоящими партнерами во взаимном творческом
начинании.
Еще одним важным аспектом
стимулирующей творческой деятельности учителя является то, что она как бы дает
толчок застенчивым детям принять участие в той или иной активности. Такие дети
очень часто нуждаются в примере. Задав тон какой-либо активности и видя, что
дети, даже самые робкие, принимают в ней участие, учитель может незаметно
выйти из игры, предоставив тем самым детям полную самостоятельность.
Нелишним будет сказать
несколько слов и о том, что учителя должны научиться выслушивать вопросы детей
и отвечать на них. Подмечено, что довольно часто дети задают вопросы в тот
момент, когда мысленно уже сами на них пытаются ответить. В связи с этим
представляется разумным, чтобы учитель, которому ребенок задал вопрос,
повременил с ответом, тем самым предоставляя малышу возможность найти ответ
самостоятельно.
Творческая
игра и ее теоретическое и материальное обеспечение
Учитель, который стремится
развить творческие качества у одаренных детей посредством их вовлечения в
соответствующие игры, должен четко представлять себе наиболее подходящие для
этого методы и необходимые материалы. Игровые формы обучения языку,
двигательным, социальным и практическим навыкам вызывают у детей желание
экспериментировать и заниматься игровой деятельностью ради самого процесса,
который доставляет им удовольствие. Творческая деятельность зачастую
предполагает соединение разнородных элементов. Внешне не связанные друг с
другом, эти элементы как бы обнаруживают новые отношения между собой, благодаря
видению ребенка.
Выводы
Педагоги, работающие с
потенциально одаренными детьми,
познакомились с накопленным опытом развития творческих способностей у
детей во время игровых периодов.
Характерно, что в развитии
творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс,
экспериментирование, а отнюдь не стремление получить тот или иной конечный
продукт. В этой главе подчеркивается, что на творческое поведение детей оказывает
большое влияние поведение окружающих взрослых, к которым дети относятся с
уважением. Очень важно поэтому, чтобы взрослые хорошо представляли себе, как
способствовать творческой продуктивности детей, предохранять их от стрессового
состояния. В силу этого необходимо воздерживаться от оценок в ходе творческих
начинаний детей, недопустим критический настрой по отношению к их деятельности.
При определенных
благоприятных условиях, созданных во время игры, дети могут развить гибкость мышления
и способность разрабатывать и уточнять свои замыслы. Игры, будучи внутренне
мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития
творческих способностей у детей, особенно одаренных.
Предложения, высказанные
Каллаган (1987), расширяют возможности учителей в их стремлении создать
творческую атмосферу в классе.
Автор надеется, что
соображения, высказанные в этой главе, достаточно полно раскрывают возможности
игровых занятий с точки зрения активизации творчества дошкольников и дают
представление о методах организации развивающих игр.
|