Одарённые дети или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) -
дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень
интеллектуального развития других детей своего возраста.
Вундеркинды, как правило проявляют свои способности уже в раннем
возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам
деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и
так далее. Уже в раннем возрасте — они могут поступить в институт,
закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся
в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со
способностями к шахматам — становятся чемпионами.
Одаренность – сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия.
К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие
вербальные способности, постоянство, независимость, творческие
способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память,
настойчивость, абстрактность мышления и т.д. К отрицательным –
индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность
интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и
нетерпимость.
Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо
использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после
сопоставления информации, полученной из различных источников, можно
делать какие-либо выводы. В стандартных жизненных ситуациях в качестве
источников можно использовать рассказы, замечания и суждения
преподавателей, родителей, сверстников и друзей, а также результаты
различных тестов.
Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы
он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые
дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего это
связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на
окружающий мир. Довольно часто одаренные дети не хотят подчиняться общим
требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать
поэтапно то, что им уже известно, и т.д. Наравне с этой проблемой
существует и другая – рано развившиеся дети думают значительно быстрее,
чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены,
неаккуратны, выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может
привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей.
Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших
задач педагога при работе с одаренными детьми является создание
благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций.
Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным
последствиям – обожествлению самого себя и унижению других, а также к
отказу от дальнейшего самосовершенствования.
Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо
определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология,
используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся,
включает такие понятия как способности, талант, одаренность,
гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в
какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то
определенной сфере.
Гениальность – высшая
степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых,
уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на
основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти,
логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их
поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов
деятельности школы. Учителя в своей работе с одарёнными детьми должны
опираться на следующие принципы:
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: (слайд)
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей
для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучении;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
1. Выявление одаренных детей:
- знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
- обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
- накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
- знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья
одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также
просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на
качественный скачок в развитии их способности. Эти условия включают:
- отбор среди различных систем тех методов и приемов, которые
способствуют развитию самостоятельности мышления инициативности и
творчества;
- предоставление возможности совершенствовать способности и
совместной деятельности со сверстниками, научными руководителями через
самостоятельную работу.
Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический –
выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности
как единого процесса, направленного на развитие познавательных
способностей учащихся.
II этап – диагностический (5-9 классы) –
на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных,
творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды
деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными
учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание
учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение,
процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся в старшей школе.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающими определенными качествами:
- увлеченность свои делом;
- способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотные;
- интеллектуальность, нравственность и эрудированность;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для
современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие
требования. А что значит для родителей и общества "хорошая школа”?
Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
В школе должны быть свои традиции.
Школа должна давать современное образование.
В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе школьного образования.
|