Для воспитателя, решившего
использовать игровые ситуации для развития в детях способности к дивергентному
мышлению, необходимо, прежде всего, определить свое место и роль в детской
игре. На практике используется два совершенно противоположных подхода. В русле
первого подхода учитель просто предоставляет детям необходимые предметы и
материалы и ненавязчиво наблюдает за их действиями. Второй подход предполагает
полный контроль воспитателя за ходом игры, превращая ее, таким образом, в некое
подобие очередного учебного занятия, в котором учителю принадлежит активная
роль генератора идей, а дети являются всего лишь пассивными исполнителями. По нашему
мнению, ни один из этих подходов не желателен, так как не соответствует той
функции, которую учитель . призван выполнять в игре, организуемой с целью
развития творческих способностей у детей.
Стимуляция
творческого поведения детей во время игры
Каллаган (1978) в результате
своих наблюдений и исследований предложила несколько основополагающих
принципов стимулирования творческого поведения в условиях дошкольного
образовательного учреждения. Исходя из этих принципов можно вывести некоторые
рекомендации относительно, роли учителя в процессе игры. Каллаган уверена, что
прежде всего учитель должен создать доброжелательную атмосферу в классе.
Развивая эту тему, она призывает учителей отказаться от функций строгих
наставников во время игры, так как обстановка раскрепощенности и непринужденности
является надежным залогом продуктивности дивергентного мышления. Для того,
чтобы успешно использовать на практике эти рекомендации, учитель, прежде всего,
сам должен чувствовать себя свободным и раскрепощенным. В классе должна быть
создана благоприятная обстановка для игровых занятий: уровень шума должен
контролироваться, нежелательные и отвлекающие действия ограничиваться, а сопутствующие
материалы должны. содержаться таким образом, чтобы они не мешали игре и в то же
время были доступны детям. Очень важно, чтобы учитель чувствовал себя
уверенно и спокойно во время игры детей, а также ощущал подконтрольность
ситуации. Уверенность в своих силах позволяет учителю вести наблюдение за
ходом игры, с пользой взаимодействовать с детьми и подавать пример творческого
подхода.
Довольно часто бывает так,
что учитель, стремясь восстановить порядок и спокойствие в классе, прерывает
игровую активность малышей, которая таит в себе возможность для раскрытия их
творческих способностей. Приводимый ниже эпизод хорошо иллюстрирует подобную
ситуацию.
Группа детей увлеченно
играет с веревкой. Двое держатся за один конец веревки, а другие пытаются
протащить их по комнате. Кто-то имитирует стук колес идущего поезда. Дети
увлечены своей игрой и не замечают, как натыкаются на стол, за которым другие
малыши играют в кубики. Кубики падают на пол. Тут вмешивается учитель: «Достаточно.
Давайте-ка, уберем веревку, а то она всем мешает». С этими словами учитель
отбирает веревку у детей.
При анализе этого эпизода
напрашиваются следующие суждения. Дети, которые были заняты игрой с веревкой,
пусть непроизвольно, но вторглись на территорию, занятую детьми, игравшими в
другую игру. У нашего учителя была возможность разрешить конфликт конструктивным
путем (не отбирая веревку у детей), но для этого он должен был следить за
развертыванием игровой ситуации. Во-первых, учитель мог бы сразу привлечь
внимание детей такой фразой: «Дети, а ведь поезд может идти только по рельсам!»
Затем он мог бы предложить детям соорудить путь, по которому должен идти их
поезд. Корректируя игру, учитель как бы сам включается в нее и вместе с тем
ставит перед детьми задачу, которую они должны решить по ходу действий.
Например, вполне возможен такой вариант. Разрабатывая тему игры в поезд,
учитель спрашивает: «Из чего мы можем сделать железнодорожную колею?»
Естественно, что дети наперебой начинают предлагать свои варианты решения.
Таким образом, учитель ненавязчиво создает атмосферу «мозгового штурма», что,
в конце концов, приводит к обсуждению и оценке выдвигаемых идей. «Давайте-ка
посмотрим, насколько пригодны деревянные рейки для этой цели. Сможем ли мы
пройти по ним с веревкой? Давайте вместе подумаем, почему легче пройти—по
рейкам или по ленте?» Задавая такие вопросы и направляя ход мыслей детей, учитель
берет под контроль активность всей участвующей группы и вместе с этим
способствует творческому решению встающих проблем.
Новые
стимулы и виды деятельности
Педагоги, которые поставили
перед собой задачу развить творческое начало в своих учениках, могут воспользоваться
еще одной рекомендацией Каллаган относительно стимулов, активизирующих
любознательность. Вполне очевидно, что новые материалы, предоставляемые в
распоряжение детей (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного
картона и т.д.), толкают их на экспериментирование с использованием этих
материалов. Признавая стимулирующее значение новых материалов и предметов,
Каллахен предложила весьма оригинальный способ развития детской любознательности
и креативности, который предполагает принятие учителем совершенно необычной
роли. Смысл всего сказанного хорошо раскрывает приводимый ниже эпизод.
Во время урока учитель
рассказывает детям о свойствах воздуха. В качестве вспомогательных материалов
использовались велосипедный насос и камера. Каждый ученик должен был накачать
камеру до необходимого предела. Спустя несколько дней дети вдруг заметили на
своей игровой площадке лежащего без движения учителя — он исполнял роль
спущенной велосипедной камеры. Один из самых сообразительных детей сделал вид,
что «накачивает» учителя насосом. По мере того, как его «накачивали» учитель
менял позы и положения; сначала он принял сидячее положение, затем развел в
стороны руки, сделал глубокий вдох и что есть силы надул щеки, как-будто
«камеру» наполнили воздухом до отказа. Учителя продолжали надувать. Наконец
настал такой момент, когда импровизированная камера «лопнула» — учитель издал
звук, имитирующий звук лопнувшей шины, и беспомощно распластался на земле.
Дети, наблюдавшие за этой сценой, дружно рассмеялись и каждый из них выразил
желание «накачать камеру». В конце концов, среди детей нашлись добровольцы,
которые согласились быть «камерой». Игра продолжалась уже без учителя.
Новые стимулы в сочетании с
оригинальными формами занятий, предложенные учителем, как видно из нашего
примера, способствуют вовлечению детей в творческую игровую активность.
Внутреннее подкрепление творческих
усилий
Вводя в игру новые виды
действий, направленных на расширение и обогащение репертуара детских игр,
учитель рассчитывает, что они будут подхвачены детьми и получат дальнейшее
развитие в разнообразной игровой тематике. Вся сложность состоит в том, каким
образом подвести детей к активному высказыванию своих идей. Когда Каллаган
предложила ввести поощрение детей за высказывание оригинальных замыслов,
руководствуясь тем, что подкрепление увеличивает вероятность их появления, сам
термин «поощрение» был не совсем четко определен. В чем же конкретно состоит
это поощрение? Какое поощрение является самым эффективным? Каков механизм его
действия? Попробуем ответить на эти вопросы, анализируя следующий эпизод.
Про
Билли
Учитель и три его маленьких
ученика играют на полу цилиндрами. Учитель только что показал детям, как надо
пользоваться цилиндрами для имитации игры в кегли — одни цилиндры он использовал
в виде кеглей, а другие — как шары. Дети пробуют играть, но у них мало что
получается, так как очень трудно направить цилиндр точно в цель. Наконец одному
из детей это занятие надоело, он взял два цилиндра, приставил их к голове
наподобие рогов и начал мычать: «Му, му-у-у». Тогда учитель сказал: «Ребята,
посмотрите-ка, что делает наш Билли, он превратился в корову». Таким образом он
привлек внимание остальных двух детей к новой идее Билли. Затем учитель
подходит к Билли, хлопает его по плечу со словами: «Привет, корова! Ты дойная
корова или нет? Даешь ли ты молоко?» Мальчик, который все еще держал цилиндры
на голове, подумал и сказал: «Да». Затем учитель говорит: «Так. Мне нужно
немного молока. Я буду тебя «доить». Где наше ведро?» Другой мальчик,
внимательно наблюдавший за всем происходящим, вдруг протянул учителю цилиндр.
Учитель взял «ведро», поставил около Билли и начал производить движения, имитирующие
доение коровы. «"Ведро" наполнено до отказа»,— говорит учитель и
протягивает его стоящему рядом мальчику. Тот с видимым удовольствием «выпивает
молоко». Тогда учитель продолжает: «Ты выпил мое молоко! Теперь „подои- ка
корову" сам». Мальчик подходит к Билли и начинает его «доить». Затем он
поворачивается к учителю и говорит, что надо бы на ночь загнать «корову» в
хлев. Тогда учитель спрашивает: «Из чего можно соорудить хлев?» Дети начинают
предлагать свои варианты и наконец останавливаются на том, что место под
столом вполне подходит для этого. «Чем же мы будем кормить „корову"?»—
задает учитель вопрос. Вдруг еще один мальчик, который не принимал участия в
игре, взял два цилиндра и поднес их к своему носу наподобие хобота, потом начал
мотать головой и издавать громкие звуки. «О, боже!» — восклицает учитель с
беспокойством. «У нас теперь и слон есть!» Затем учитель просит детей представить,
каких еще животных можно изобразить с помощью цилиндров. Дети называют змею,
птицу с большим клювом и т. д.
Учитель в этом эпизоде мог
бы настоять, чтобы мальчик прекратил паясничать и вернулся к игре. Он также мог
бы начать убеждать ребенка, что играть в кегли интереснее. Таким образом,
учитель отверг бы замысел мальчика и показал, что он никуда не годится. Однако
задача состоит в том, чтобы стимулировать творческую активность детей.
Еще раз следует подчеркнуть,
что эффективность игровых занятий зависит от мастерства педагога, в задачу
которого помимо всего прочего входит решение вопроса о том, насколько часто
следует привлекать всеобщее внимание к новым идеям и в какой степени их следует
подкреплять.
Предоставление возможности для практики
Часто возникают такие
игровые ситуации, при которых учителю не стоит вмешиваться в детскую игру.
Следует помнить, что в процессе игры дети приходят к какому-то интересному и
желанному для них результату, запоминают связанные с его достижением действия
и начинают повторять их вновь. Это может происходить до тех пор, пока они не
придумают или не обнаружат какое-то новое действие, способное изменить
полученный ранее результат, и начинают его обыгрывать. Здесь уместно будет
вспомнить рекомендации Каллаган относительно того, что учителя должны предоставлять
детям возможность свободной деятельности. Каллаган характеризует практику как
интеграцию вопросов, стимулирующих дивергентное мышление в максимально
возможном количестве понятийных областей. Она убеждена, что в дошкольных
учреждениях детям должно быть предоставлено достаточное количество времени,
чтобы обыгрывать то, что им доставляет удовольствие. В верности этого
положения сомневаться не приходится, так как мы в своем собственном жизненном
опыте имели массу доказательств того, что именно практика влечет за собой
дальнейшую эволюцию идей и их развитие. Приводимый ниже эпизод еще раз
наглядно подтверждает эту мысль.
Маленький Чад пытается
соорудить мост. Для этого он берет две металлические планки, ставит их напротив
друг друга и соединяет третьей планкой. Учитель, наблюдающий за действиями
мальчика, предлагает ему использовать сделанный таким образом мост в виде
барьера, через который можно прыгать. Мальчик отрицательно качает головой.
Спустя некоторое время учитель предлагает сделать из моста что-то наподобие
туннеля и проползти сквозь него. Чад опять игнорирует предложение учителя и
продолжает строить мост. Через несколько минут мальчик сам подошел к учителю.
Он держал в руке большую и довольно сложную конструкцию. «Ого»,—удивляется учитель.
«Смотрите-ка, это четверка»,—говорит Чад. В ходе своих экспериментов мальчик
добавил две вертикальные планки к мосту и получил таким образом огромную цифру
«4».
История с Чадом служит
хорошим примером ситуаций, когда дети, увлеченные игрой, отвергают предложения
со стороны, потому что стремятся реализовать в жизнь или более детально
разработать свои собственные идеи. Учителя в таких случаях не должны настаивать
на том, чтобы дети обязательно следовали их. предложениям. Нужно помнить, что
ребенок может быть не готов к тому, чтобы отойти от первоначального замысла.
Это, однако, отнюдь не означает, что учитель вообще не должен предлагать свои
соображения. Каким же образом следует поступать учителю? Прежде всего, нужно
выделить детям время на проработку их собственных планов и, внимательно наблюдая
за развитием событий, попытаться уловить тот момент, когда дети начнут искать
для себя новое занятие. Как раз этот момент и может явиться наилучшим с точки
зрения предложения новых соображений или развития замысла детей. Время —
важнейший фактор эффективности игры. Многие дети обладают достаточными потенциальными
способностями для того, чтобы самостоятельно развить или усложнить игровую
ситуацию, однако им может потребоваться дополнительное время, чтобы
познакомиться с имеющимися предметами, игрушками и материалами. |