Предполагается, что слова «я», «мне», «мой» и «его» («ее»)
являются своеобразной основой Я-концепции. Большинство детей начинают
пользоваться этими местоимениями приблизительно в 2-летнем возрасте. Одаренные
дети, отличающиеся ранним вербальным развитием, могут выражать значение этих
слов несколько раньше. В действительности развитие Я-концепции начинается с
момента рождения, независимо от того, обнаружит ребенок впоследствии одаренность
или нет.
В работе Сельмы Фрайберг содержится описание процесса
зарождения Я-концепции:
«...Младенец «проводит» целую серию сложных экспериментов
в области сенсорного различения. Мы должны помнить, что в самые первые месяцы
своего существования он не отличает своего собственного тела от окружающих
предметов и тел. Когда он хватается за палец своей матери или отца, он не
понимает, что этот палец принадлежит кому-то другому, и все его поведение говорит
о том, что он воспринимает этот палец как свой собственный. Только по истечении
определенного времени ребенок начинает зрительно узнавать свои собственные
руки, у него возникает элементарное ощущение того, что руки являются частью его
собственного тела. В результате первых экспериментов он обнаруживает, что тот
предмет, который время от времени попадается ему на глаза (мы знаем, что это
его рука), и тот, который он кладет себе в рот, является одним и тем же. Таким
образом, идентификация предмета происходит в результате координации зрительных
и вкусовых ощущений. В другой «серии» экспериментов ребенок обнаруживает, что
ощущения, возникающие при сосании этого предмета, отличаются от тех, которые
он испытывает, когда кладет в рот соску, игрушку или палец своей матери...
Таким образом, у младенца начинается процесс постижения самого себя и
окружения. Постепенно на базе своих открытий малыш начинает воспринимать
отцущения либо как относящиеся к своему «Я», либо как «не-Я».
Т. Берри Бразелтон с большой наблюдательностью подметил
очень характерный эпизод, происшедший с полуторагодовалым Тони в яслях. Этот
случай, безусловно, оставил заметный след в развитии Я- концепции ребенка.
«Когда подошло время полдника, дети расселись по своим
местам вокруг стола. Их матери стояли чуть поодаль и внимательно следили за
происходящим. Мадам Белью ужаснулась, когда увидела, что Тони пытается
завладеть всем печеньем, и хотела было вмешаться, но стоявшая рядом мать
другого ребенка остановила ее: «Пусть они сами разберутся». Сидевший рядом с Тони
мальчик отодвинул от Тони чашку с соком, оставив его с горой печенья, которое
невозможно было есть не запивая. Когда Тони выразил недовольство и потянулся
за своей чашкой, его сосед громко сказал: «Нет». Тогда Тони, по-видимому
правильно оценивший ситуацию, отодвинул печенье на середину стола и отобрал у
соседа свой сок. Трапеза продолжалась».
Этот эпизод, практически лишенный всякого словесного
сопровождения, помог Тони разобраться в том, как его воспринимают сверстники.
Более того, благодаря им он понял, чего не следует делать, чтобы не быть
отчужденным из своей среды.
Смысл этих двух коротеньких историй дает нам повод
задаться вопросом: «Что же все-таки такое Я- концепция?» По нашему мнению,
Я-концепция является неким образованием, интегрирующим весь опыт ребенка. В
процессе этого опыта формируются следующие образы:
образ моего физического «Я», то есть образ тела и его
функций;
образ моего социального «Я», то есть го, как меня
воспринимают окружающие;
образ моего реального «Я», то есть образ «Я» в сравнении с
другими;
образ моего идеального «Я», в который входят те способности
и качества личности, которые в наибольшей степени отвечают ее ценностям и
устремлениям.
Сочетание этих образов составляет основу самосознания.
Многочисленные исследования причин недостаточной школьной
успеваемости дают основания предполагать наличие довольно тесной связи между
негативной Я-концепцией и недостаточной реализацией своих потенциальных
возможностей. Коттер на основании исследования причин неуспеваемости
первоклассников сделал вывод о большом значении особенностей
аффективно-личностной сферы в дошкольном периоде детства. Он, в частности,
писал, что уже к 2 годам многие смышленые малыши могут переживать конфликт
между своим социальным «Я» и реальным «Я» главным образом вследствие тех
нереалистических ожиданий, которые навязываются им взрослыми.
Хорошее речевое развитие ребенка создает у взрослых
неверное представление о его общем уровне развития. Часто бывает так, что
перед такими детьми ставятся непомерно трудные задачи, предъявляются
сверхтребования, невозможность соответствовать которым сильно «бьет» по детской
психике.
Более того, одаренность детей рождает у родителей
нереалистические, завышенные ожидания, стремление удовлетворить с помощью
ребенка собственные нереализованные цели. Мы считаем, что в подобных случаях
на карту ставится само право ребенка оставаться ребенком.
Я-конценция зарождается и формируется главным образом в
контексте общения и межличностных отношений. В ранние периоды жизни человека
становление его Я-концепции неразрывно связано с близкими людьми, играющими в
его жизни важную роль,-- родителями, воспитателями и т. д. Одаренные малыши
отличаются особой чувствительностью по отношению к физическому и социальному
окружению, огромной любознательностью, готовностью рисковать, опережающим
свой возраст познавательным и вербальным развитием. Эти способности,
помноженные на живость и энергичность одаренных детей, могут совершенно непроизвольно
толкать родителей и других близких на ограничение активности ребенка.
Как показывают проведенные исследования, нередки случаи,
когда матери одаренных детей начинают обращаться к врачу с жалобами на
физическое и нервное истощение. Многие из них приходят в раздражение от
непрерывных вопросов (например: «Когда было «вчера»?», «Где находится
«завтра»?» и т. п.) и неукротимой речевой активности своих детей. В этом
случае их реакция на ребенка может восприниматься им как безразличие или
неприятие. Подобный тип родительского поведения может приводить к формированию
у детей негативной Я-концепции начиная с самого раннего возраста.
Некоторые психологи полагают, что наиболее ощутимое влияние
на поведение личности оказывает самоуважение, а не Я-концепция. Согласно
определению, под самоуважением понимается переживание собственной значимости.
Более того, слишком большой разрыв между реальным «Я» и идеальным «Я» оказывает
разрушительное влияние на самоуважение.
Как мы уже говорили, одаренные маленькие деги очень уязвимы
ко всему, что задевает их самоуважение или самолюбие. В качестве примера может
служить следующий эпизод из жизни не по годам развитой девочки-дошкольницы.
3-летняя Марта сидит за столом. Обращаясь к своему
воспитателю и показывая ему кусок бумаги, она говорит: «Я хочу приклеить сюда
треугольник, квадрат и круг».
Затем Марта берет ножницы, несколько полосок яркой цветной
бумаги и начинает старательно вырезать геометрические фигуры. Некоторое время
она глубоко погружена в свою работу, но вдруг встает со своего места и сквозь
слезы кричит: «Я глупая. Я такая глупая!»
С этими словами она закрыла лицо ладонями и, припав к
столу, зарыдала.
Из этой зарисовки видно, что девочка тяжело восприняла
разрыв между ее реальным «Я» и идеальным «Я». В соответствии со своими высокими
познавательными способностями она поставила перед собой задачу изготовить довольно
сложный коллаж. На практике, однако, оказалось, что уровень развития ее тонкой
моторики и двигательных навыков оказался недостаточным для выполнения
поставленной задачи.
Среди психологов бытует мнение, что интеллектуальные
способности одаренного ребенка развиваются в два раза быстрее, чем у обычного,
и поэтому трудно ожидать, что его физическое и эмоциональное развитие будет
успевать за этим ростом... Более того, наибольший разрыв между ними происходит
в то время, когда ребенок менее всего способен осознать его и справиться с
ним, то есть в ранние школьные годы.
Чуткость
учителя к Я-концепции и самоуважению ученика
Формирование аффективных образований является непрерывным
процессом. В задачу учителей входит уловить критический (с точки зрения
эмоционального воспитания) момент. В выше изложенном эпизоде с Мартой учитель
имел возможность прибегнуть к нескольким вербальным и поведенческим приемам
для того, чтобы успокоить девочку, а также обсудить и проанализировать
сложившуюся ситуацию. Уитмор (1980) справедливо отмечает, что все одаренные
дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их
справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих возможностей.
Представим ситуацию, когда ребенку очень хочется
осуществить довольно сложный для него замысел. Если же готовый проект по
каким-либо причинам не соответствует задуманному, учитель должен взять часть
ответственности на себя, облегчая таким образом тяжесть груза, который взвалил
на себя ребенок. Большую пользу здесь может оказать обсуждение вопроса:
«Каким образом вы думаете сделать это в следующий раз?»
Другие варианты реакции учителей могут выражаться в
следующих их вопросах, обращенных к детям: «Действительно ли ты хотел полностью
выполнить все задуманное?» или «Действительно ли ты хотел это выполнить именно
таким образом?» Парафразируя причины беспокойства ребенка, учитель показывает
ему, что он сочувственно относится к его неудаче и готов вступить в обсуждение
мучающих ребенка проблем.
Родители и учителя могут воспользоваться целым рядом
наводящих вопросов, стимулирующих осмысление и аффективную переработку
различных критических моментов и событий. В частности, могут быть использованы
следующие фразы: «Что ты чувствуешь?» «Расскажи мне об этом подробнее». «Как ты
это себе представляешь?» «Что ты хотел бы предпринять в этой связи?» «Что бы ты
мог предпринять в следующий раз в аналогичной ситуации?»
Как
формировать позитивную Я-концепцию и самоуважение?
Процесс воспитания может не только способствовать
предотвращению нежелательных явлений в развитии аффективной сферы, по и
выполнять, корректирующие функции. В целом процесс обучения и воспитания
дошкольников требует тщательной организации всей окружающей обстановки. Учебная
деятельность должна строиться в целях всестороннего развития ребенка, а не
только его когнитивных способностей.
Вполне понятно, что предлагаемый ниже перечень тем, видов
деятельности и материалов не является исчерпывающим. Этот перечень можно
скорее использовать в виде ориентира или методического руководства в процессе
воспитания ребенка, формирования у него Я-концепции и самоуважения.
Развитие
Я-концепции и самоуважения ребенка: краткие выводы
Я-концепция начинает формироваться у ребенка с момента
рождения. Затем по мере развития и процесса постепенной организации ощущений и
восприятий ребенок приходит к разграничению понятий «Я» и «не-Я». Хорошее
развитие речи у одаренных детей, как правило, способствует более раннему
формированию Я-концепции. Одаренные дети весьма остро переживают удары по
самолюбию, их Я-концепция в целом весьма уязвима в силу того, что они обладают
обостренной чувствительностью к социальному и физическому окружению, опережают
сверстников по развитию речи и уровню познавательных способностей. Исследования
показывают, что имеется безусловная связь между Я-концепцией ребенка и его
поведением и деятельностью. В целом же можно считать, что Я-концепция у
дошкольников не является окончательно и жестко сформированной и поэтому
поддается эффективному воздействию.
Как мы подчеркивали, воспитание аффективной сферы является непрерывным
процессом. Роль учителя в воспитании личности ребенка заключается, в частности,
в активном создании надлежащей атмосферы в классе, учете индивидуальных
различий детей, в том числе в особенностях их поведения, вербальных и невербальных
способностей. Проводя соответствующие занятия, учитель может воспользоваться
вопросами и фразами «наводящего типа», которые активизируют самопознание детей. |