Пятница, 26.04.2024, 04:23                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ВИКТОРИНЫ [303]
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [28]
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ [21]
ИГРЫ ШУТКИ - ИГРЫ МИНУТКИ [42]
ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ [317]
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? [2228]
НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ [29]
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "АЗБУКА ХОРОШЕГО ТОНА ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА" [47]
РАССКАЗЫ ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [210]
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ [378]
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КОНТИНЕНТАМ [42]
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА [305]
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ [12]
ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [44]
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ [406]
ФИЗИЧЕСКИЕ ДЕМОНСТРАЦИИ [74]
ФИЗИКА В КОМИКСАХ [114]
УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ [35]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]
ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ [140]
ЗАДАЧИ НА СМЕКАЛКУ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ [11]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ГЕОМЕТРИИ [42]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ МАТЕМАТИКИ [129]
ПРОГУЛКИ ПО ЛЕСУ [6]
ЗООЛОГИЯ В ФАКТАХ И КАРТИНКАХ [32]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ГЕОМЕТРИИ [67]
ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ [231]
ТЕСТЫ ПО ХИМИИ [30]
РУССКИЙ ЯЗЫК [94]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ХИМИИ [117]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ [97]
ТЕСТЫ ПО БИОЛОГИИ [65]
ТЕСТЫ ПО ГЕОМЕТРИИ [52]
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ [84]
НАШЕ ТЕЛО [10]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ХИМИИ [28]
ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС [77]
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИИ [35]
РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ: ТОЛКОВАНИЕ И ИЛЛЮСТРАЦИИ [143]
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ [65]
ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 3 КЛАСС [27]
ТЕСТЫ ПО ПРЕДМЕТУ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" [50]
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [43]
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС [15]
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И ВСЕЛЕННАЯ" [46]
ЛИТЕРАТУРА [110]
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ [23]
ИНФОРМАТИКА И ИТК В ШКОЛЕ [49]
ЦВЕТНЫЕ ТАБЛИЦЫ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ [95]
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС [13]
БИОЛОГИЯ [114]
ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК [200]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ И САМОУВАЖЕНИЯ РЕБЕНКА

Предполагается, что слова «я», «мне», «мой» и «его» («ее») являются своеобразной основой Я-концепции. Большинство детей начинают пользоваться этими местоимениями приблизительно в 2-летнем воз­расте. Одаренные дети, отличающиеся ранним верба­льным развитием, могут выражать значение этих слов несколько раньше. В действительности развитие Я-концепции начинается с момента рождения, независи­мо от того, обнаружит ребенок впоследствии одарен­ность или нет.

В работе Сельмы Фрайберг содержится опи­сание процесса зарождения Я-концепции:

«...Младенец «проводит» целую серию сло­жных экспериментов в области сенсорного разли­чения. Мы должны помнить, что в самые первые месяцы своего существования он не отличает своего собственного тела от окружающих предме­тов и тел. Когда он хватается за палец своей мате­ри или отца, он не понимает, что этот палец при­надлежит кому-то другому, и все его поведение говорит о том, что он воспринимает этот палец как свой собственный. Только по истечении опреде­ленного времени ребенок начинает зрительно узнавать свои собственные руки, у него возникает элементарное ощущение того, что руки являются частью его собственного тела. В результате пер­вых экспериментов он обнаруживает, что тот предмет, который время от времени попадается ему на глаза (мы знаем, что это его рука), и тот, который он кладет себе в рот, является одним и тем же. Таким образом, идентификация предме­та происходит в результате координации зритель­ных и вкусовых ощущений. В другой «серии» экспериментов ребенок обнаруживает, что ощу­щения, возникающие при сосании этого предмета, отличаются от тех, которые он испытывает, когда кладет в рот соску, игрушку или палец своей мате­ри... Таким образом, у младенца начинается про­цесс постижения самого себя и окружения. Посте­пенно на базе своих открытий малыш начинает воспринимать отцущения либо как относящиеся к своему «Я», либо как «не-Я».

Т. Берри Бразелтон с большой наблюдатель­ностью подметил очень характерный эпизод, проис­шедший с полуторагодовалым Тони в яслях. Этот слу­чай, безусловно, оставил заметный след в развитии Я- концепции ребенка.

«Когда подошло время полдника, дети рассе­лись по своим местам вокруг стола. Их матери стояли чуть поодаль и внимательно следили за происходящим. Мадам Белью ужаснулась, когда увидела, что Тони пытается завладеть всем пече­ньем, и хотела было вмешаться, но стоявшая ря­дом мать другого ребенка остановила ее: «Пусть они сами разберутся». Сидевший рядом с То­ни мальчик отодвинул от Тони чашку с соком, оставив его с горой печенья, которое невозможно было есть не запивая. Когда Тони выразил недо­вольство и потянулся за своей чашкой, его сосед громко сказал: «Нет». Тогда Тони, по-видимому правильно оценивший ситуацию, отодвинул пече­нье на середину стола и отобрал у соседа свой сок. Трапеза продолжалась».

Этот эпизод, практически лишенный всякого словес­ного сопровождения, помог Тони разобраться в том, как его воспринимают сверстники. Более того, благо­даря им он понял, чего не следует делать, чтобы не быть отчужденным из своей среды.

Смысл этих двух коротеньких историй дает нам по­вод задаться вопросом: «Что же все-таки такое Я- концепция?» По нашему мнению, Я-концепция являет­ся неким образованием, интегрирующим весь опыт ребенка. В процессе этого опыта формируются следую­щие образы:

образ моего физического «Я», то есть образ тела и его функций;

образ моего социального «Я», то есть го, как меня воспринимают окружающие;

образ моего реального «Я», то есть образ «Я» в сравнении с другими;

образ моего идеального «Я», в который входят те способности и качества личности, которые в наиболь­шей степени отвечают ее ценностям и устремлениям.

Сочетание этих образов составляет основу самосо­знания.

Многочисленные исследования причин недостаточ­ной школьной успеваемости дают основания предполагать наличие довольно тесной связи между негативной Я-концепцией и недостаточ­ной реализацией своих потенциальных возможностей. Коттер на основании исследования причин не­успеваемости первоклассников сделал вывод о боль­шом значении особенностей аффективно-личностной сферы в дошкольном периоде детства. Он, в частности, писал, что уже к 2 годам многие смышленые малыши могут переживать конфликт между своим социальным «Я» и реальным «Я» главным образом вследствие тех нереалистических ожиданий, которые навязываются им взрослыми.

Хорошее речевое развитие ребенка создает у взро­слых неверное представление о его общем уровне раз­вития. Часто бывает так, что перед такими детьми ста­вятся непомерно трудные задачи, предъявляются сверхтребования, невозможность соответствовать ко­торым сильно «бьет» по детской психике.

Более того, одаренность детей рождает у родителей нереалистические, завышенные ожидания, стремление удовлетворить с помощью ребенка собственные нереа­лизованные цели. Мы считаем, что в подобных случаях на карту ставится само право ре­бенка оставаться ребенком.

Я-конценция зарождается и формируется главным образом в контексте общения и межличностных отно­шений. В ранние периоды жизни человека становление его Я-концепции неразрывно связано с близкими людь­ми, играющими в его жизни важную роль,-- родите­лями, воспитателями и т. д. Одаренные малыши отлича­ются особой чувствительностью по отношению к фи­зическому и социальному окружению, огромной лю­бознательностью, готовностью рисковать, опере­жающим свой возраст познавательным и вербальным развитием. Эти способности, помноженные на живость и энергичность одаренных детей, могут совершенно не­произвольно толкать родителей и других близких на ограничение активности ребенка.

Как показывают проведенные исследования, неред­ки случаи, когда матери одаренных детей начинают обращаться к врачу с жалобами на физическое и нерв­ное истощение. Многие из них приходят в раздражение от непрерывных вопросов (например: «Когда было «вчера»?», «Где находится «завтра»?» и т. п.) и неукроти­мой речевой активности своих детей. В этом случае их реакция на ребенка может восприниматься им как без­различие или неприятие. Подобный тип родительского поведения может приводить к форми­рованию у детей негативной Я-концепции начиная с са­мого раннего возраста.

Некоторые психологи полагают, что наиболее ощутимое влияние на поведение личности оказывает самоуважение, а не Я-концепция. Согласно определению, под самоуважением понимается пережи­вание собственной значимости. Более того, слишком большой разрыв между реальным «Я» и идеальным «Я» оказывает разрушительное влияние на самоуваже­ние.

Как мы уже говорили, одаренные маленькие деги очень уязвимы ко всему, что задевает их самоуважение или самолюбие. В качестве примера может служить следующий эпизод из жизни не по годам развитой де­вочки-дошкольницы.

3-летняя Марта сидит за столом. Обраща­ясь к своему воспитателю и показывая ему ку­сок бумаги, она говорит: «Я хочу приклеить сюда треугольник, квадрат и круг».

Затем Марта берет ножницы, несколько поло­сок яркой цветной бумаги и начинает старательно вырезать геометрические фигуры. Некоторое время она глубоко погружена в свою работу, но вдруг встает со своего места и сквозь слезы кри­чит: «Я глупая. Я такая глупая!»

С этими словами она закрыла лицо ладонями и, припав к столу, зарыдала.

Из этой зарисовки видно, что девочка тяжело вос­приняла разрыв между ее реальным «Я» и идеальным «Я». В соответствии со своими высокими познаватель­ными способностями она поставила перед собой задачу изготовить довольно сложный коллаж. На практике, однако, оказалось, что уровень развития ее тонкой мо­торики и двигательных навыков оказался недостаточ­ным для выполнения поставленной задачи.

Среди психологов бытует мнение, что интеллектуальные способности одаренного ребенка развиваются в два раза быстрее, чем у обычного, и поэтому трудно ожидать, что его физическое и эмо­циональное развитие будет успевать за этим ростом... Более того, наибольший разрыв между ними происхо­дит в то время, когда ребенок менее всего способен осо­знать его и справиться с ним, то есть в ранние школь­ные годы.

 

Чуткость учителя к Я-концепции и самоуважению ученика

Формирование аффективных образований является непрерывным процессом. В задачу учителей входит уловить критический (с точки зрения эмоционального воспитания) момент. В выше изложенном эпизоде с Мартой учитель имел возможность прибегнуть к не­скольким вербальным и поведенческим приемам для того, чтобы успокоить девочку, а также обсудить и про­анализировать сложившуюся ситуацию. Уитмор (1980) справедливо отмечает, что все одаренные дети ну­ждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завы­шенными ожиданиями в отношении своих возможно­стей.

Представим ситуацию, когда ребенку очень хочется осуществить довольно сложный для него замысел. Если же готовый проект по каким-либо причинам не соответствует задуманному, учитель должен взять часть ответственности на себя, облегчая таким образом тяжесть груза, который взвалил на себя ребенок. Боль­шую пользу здесь может оказать обсуждение вопро­са: «Каким образом вы думаете сделать это в следу­ющий раз?»

Другие варианты реакции учителей могут выража­ться в следующих их вопросах, обращенных к детям: «Действительно ли ты хотел полностью выполнить все задуманное?» или «Действительно ли ты хотел это вы­полнить именно таким образом?» Парафразируя при­чины беспокойства ребенка, учитель показывает ему, что он сочувственно относится к его неудаче и готов вступить в обсуждение мучающих ребенка проблем.

Родители и учителя могут воспользоваться целым рядом наводящих вопросов, стимулирующих осмысле­ние и аффективную переработку различных критиче­ских моментов и событий. В частности, могут быть использованы следующие фразы: «Что ты чувствуешь?» «Расскажи мне об этом подробнее». «Как ты это себе представляешь?» «Что ты хотел бы предпринять в этой связи?» «Что бы ты мог предпринять в следующий раз в аналогичной ситуации?»

Как формировать позитивную Я-концепцию и самоуважение?

Процесс воспитания может не только способство­вать предотвращению нежелательных явлений в разви­тии аффективной сферы, по и выполнять, корректиру­ющие функции. В целом процесс обучения и воспита­ния дошкольников требует тщательной организации всей окружающей обстановки. Учебная деятельность должна строиться в целях всестороннего развития ре­бенка, а не только его когнитивных способностей.

Вполне понятно, что предлагаемый ниже перечень тем, видов деятельности и материалов не является ис­черпывающим. Этот перечень можно скорее использо­вать в виде ориентира или методического руководства в процессе воспитания ребенка, формирования у него Я-концепции и самоуважения.

Развитие Я-концепции и самоуважения ребенка: краткие выводы

Я-концепция начинает формироваться у ребенка с момента рождения. Затем по мере развития и процес­са постепенной организации ощущений и восприятий ребенок приходит к разграничению понятий «Я» и «не-Я». Хорошее развитие речи у одаренных детей, как пра­вило, способствует более раннему формированию Я-концепции. Одаренные дети весьма остро переживают удары по самолюбию, их Я-концепция в целом весьма уязвима в силу того, что они обладают обостренной чувствительностью к социальному и физическому окружению, опережают сверстников по развитию речи и уровню познавательных способностей. Исследования показывают, что имеется безусловная связь между Я-концепцией ребенка и его поведением и деятельно­стью. В целом же можно считать, что Я-концепция у дошкольников не является окончательно и жестко сформированной и поэтому поддается эффективному воздействию.

Как мы подчеркивали, воспитание аффективной сфе­ры является непрерывным процессом. Роль учителя в воспитании личности ребенка заключается, в част­ности, в активном создании надлежащей атмосферы в классе, учете индивидуальных различий детей, в том числе в особенностях их поведения, вербальных и не­вербальных способностей. Проводя соответствующие занятия, учитель может воспользоваться вопросами и фразами «наводящего типа», которые активизируют самопознание детей.
Категория: РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ | Добавил: admin (10.05.2012)
Просмотров: 2778 | Теги: работа с одаренными детьми в школе, программа работы с одаренными школь, диагностика одаренности у детей, планирование работы с одаренными де | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru