Педагоги,
ставящие своей целью развить у детей творческие способности, обязаны уделять
особое внимание дивергентному мышлению. Согласно
Гилфорду, дивергентное мышление характеризуют четыре основных качества:
быстрота, гибкость, оригинальность и точность. Под быстротой
в данном случае понимается способность высказывать максимальное количество
идей, причем в данном случае важно не их качество, а количество. Учитель может
стимулировать ребенка к демонстрации беглости мышления такой, например,
фразой: «Давай-ка посмотрим, сколько ответов ты можешь предложить»— или
вопросом: «Что ты еще можешь?» Гибкость—
это способность высказывать широкое многообразие идей. Способность порождать
новые нестандартные идеи называется
оригинальностью, она может также проявляться в
ответах, не совпадающих с общепринятыми. Точность,
или, иначе говоря, законченность, -это способность совершенствовать или придавать
завершенный вид своему продукту. Если учитель захочет, чтобы ребенок проявил
это качество, например, при рисовании, он может спросить: «Как ты думаешь,
чего недостает в твоей картине, может быть, надо что-то добавить?» Считается,
что необходимо расширять доступный детям набор интеллектуальных действий,
поощрять активное продуцирование идей, причем самых разных и необычных.
Методы обучения
Можно
привести следующие общие способы стимуляции творческой активности.
Обеспечение
благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от
высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному
проявлению дивергентного мышления.
Обогащение
окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и
стимулами с целью развития его любознательности.
Поощрение
высказывания оригинальных идей.
Обеспечение
возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного
типа применительно к самым разнообразным областям.
Использование
личного примера творческого подхода к решению проблем.
Предоставление
детям возможности активно задавать вопросы.
Создание
среды, способствующей развитию творческих способностей, и использование
специальных методик являются важными условиями, но не следует забывать и о
тех возможностях, которые кроются в обычной бытовой обстановке. Например,
обычным завтраком или обедом можно воспользоваться для активизации
дивергентного мышления ребенка. Попросите детей перечислить все вкусные вещи,
которые употребляют в пищу в холодном виде или, воспользовавшись каким-либо
шумом за дверью, попросите назвать его возможные источники. Такие благоприятные
ситуации возникают довольно часто, надо только не упустить момент. Например, в
раздевалке, где дети переодеваются для занятий физкультурой на свежем воздухе.
Предложите им назвать все вещи, которые можно надеть на голову, а затем те,
что нельзя носить на голове. Ключевые фразы и вопросы, вызывающие
необходимость включения дивергентного мышления, могут звучать следующим
образом: «Назовите все возможные варианты...», «Можете ли вы назвать другой
способ?» Очень важно, что при этом принимаются любые ответы на подобные
вопросы. Следует быть готовым к тому, что дети иногда предлагают неожиданные и
даже обескураживающие ответы. В таких случаях можно сказать так: «Это
интересная мысль, но я не понимаю, каким образом она поможет решить нашу
проблему?» Для развития в учениках творческого мышления можно прибегнуть к
некоторым специальным методам, оставив для этой цели несколько минут от урока.
Программы для дошкольников обычно предусматривают определенное время на
внеклассные занятия. На них рассказываются разные истории, проводятся дискуссии
и т. п. Такие занятия таят в себе массу возможностей для активизации
дивергентного мышления, одним из средств для этого служит фантазия. Чтобы
пробудить детскую фантазию, учитель может, например, попросить детей назвать
те вещи, которые они бы взяли с собой в путешествие на другую планету, или
попытаться увидеть мир глазами муравья. Возможно также применение метода
«мозгового штурма» всем классом. Например, учитель произносит такие слова:
«Некоторые дети любят драться. Что можно предпринять в этой ситуации?» После
завершения «мозгового штурма» учитель может предложить детям свою помощь в
выработке критериев для оценки выдвинутых предложений. Если кто-нибудь из
детей выскажет мысль, что драчунам необходимо давать сдачи, учитель может спросить:
«Что, по-вашему, в таком случае произойдет? Как будет чувствовать себя тот,
кого ударили?» В конечном итоге функции учителя в таких случаях сводятся к оказанию
помощи детям в выработке критериев и оценке их предложений.
Воспитатели,
работающие с детьми дошкольного возраста, должны быть максимально внимательны к
подбору вариантов творческой активности для своих учеников. Фелдхузен и
Треффингер предупреждали, что даже тщательно разработанный план уроков
окажется неэффективным,
если он не будет предусматривать стратегию по развитию восприимчивости у
детей. Для того чтобы завоевать и удержать внимание своих маленьких учеников,
педагог должен подбирать интересный иллюстративный материал, обеспечивать
наглядность и использовать игровые ситуации, стимулируя интерес детей
собственным энтузиазмом.
|