Одно из главных направлений работы школы – создание условий для
оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в
настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто
способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на
дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе,
гимназии, лицее может быть реализована только в рамках общешкольной
программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы. Цель психологического сопровождения: содействие в
выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации,
профессиональном самоопределении, сохранении психологического и
физического здоровья.
Задачи:
совместно с другими специалистами учреждения образования
определение критериев одаренных детей, выявление школьников требующих
особого маршрута сопровождения;
развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков
саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях
(конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.
Важнейшее положение современной психологии одаренности заключается в
том, что ее развитие не может рассматриваться вне взаимодействия
развивающейся личности и социального окружения. При этом подчеркивается
особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на
особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий
необходимы: адекватное применение методов выявления этих особенностей
при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе
возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения,
помощь одаренным учащимся в решении их проблем.
В школе можно выделить следующие категории детей:
учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного
развития при прочих равных условиях (выявляются уже в младшем школьном
возрасте);
учащиеся с признаками специальной, умственной одаренности в
определенной области науки или деятельности (выявляются в младшем
школьном и подростковом возрасте);
учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении,
но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью
психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем
школьном возрасте).
Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является
отличная память, способность классифицировать информацию и
категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными
знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные
синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение
словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют
математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети
обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении
результата в сфере, которая им интересна.
У одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей,
но в возрасте двух-пяти лет они не могут четко развести реальность и
фантазии: одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора,
постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам"; кроме
того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень
эгоцентричны в общении со сверстниками, так как они не понимают, что
восприятие мира у всех разное.
По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и
творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она
обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске
несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и
проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.
Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности.
Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности
предлагаемого решения среди других "стандартных" решений. Общая
одаренность выражается в более "быстром" обнаружении решения. Одаренные дети:
как правило, более активны и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;
настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;
благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.
Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных
видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками.
Описание признаков видов одаренности приводит А.И.Доровской в книге
"Дидактические основы развития одаренности учащихся".
К методам выявления одаренных детей относятся:
наблюдение;
общение с родителями;
работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;