Готовность педагога работать с
одаренными детьми определяется наличием у него теоретических знаний и
практического опыта. Основным элементом специальной подготовки учителя
является его стажировка в классе, где одаренные дети составляют лишь часть
общего коллектива учащихся. В такой коллектив могут входить даже дети с
сенсорными или двигательными дефектами. Исходным моментом является то, что в
классах, укомплектованных детьми с самыми разными способностями и
возможностями, должны работать только те учителя, которые имеют для этого все
необходимые качества. Многие специалисты в области обучения одаренных детей
считают целесообразной специализированную практическую стажировку преподавательского
состава.
Исследователи и специалисты в
области подготовки кадров для обучения одаренных детей разработали ряд
положений относительно знаний и навыков, которыми должны обладать воспитатели
одаренных детей. Эти положения являются основой для разработки программ
подготовки таких специалистов. С целью определения квалификационных
характеристик, необходимых для работы с одаренными учениками, Сили разослал
специальные опросники в педагогические учебные заведения штата Колорадо. На
основании полученных ответов был составлен следующий список профессиональных
умений (приводятся в порядке убывающей значимости):
умение строить обучение в
соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
умение модифицировать учебные
программы;
умение стимулировать когнитивные
способности учащихся;
умение работать по специальному
учебному плану;
умение консультировать учащихся.
Учитывая тот факт, что дошкольные
учреждения для одаренных детей с 3 лет не являются составной частью системы
общеобразовательной школы, а также то, что программы штата Колорадо для
одаренных не распространяются на детей дошкольного возраста, многие специалисты
выразили сомнение в пригодности перечисленных характеристик для учителей,
работающих с одаренными дошкольниками. Тем не менее, на наш взгляд, только
одна из этих характеристик (последняя) явно непригодна. Очевидно, этот пункт
должен быть представлен в следующей редакции: «проведение консультаций с
родителями». Следует отметить, что необходимость навыков в этом звене
педагогической деятельности ставилась под сомнение многими специалистами и
получила довольно низкое место в рейтинге профессиональных характеристик.
Однако следует учесть, что респонденты не имели в виду наставников одаренных
дошкольников, а именно в этом случае умение координировать свои действия с
родителями детей имеет важнейшее значение для учителей.
Есть основания надеяться, что в
недалеком будущем появятся такие программы по подготовке педагогических
кадров для системы обучения одаренных дошкольников, которые позволят
производить тщательный отбор кандидатов в зависимости от их личных и
профессиональных качеств. Такой отбор (или, как теперь часто называют,
скрининг) кандидатов явится гарантией того, что учебу в рамках этой программы
смогут продолжить только самые умелые специалисты, которые с завершением
подготовки способны стать квалифицированными наставниками ранних дарований.
Признавая факт отсутствия в
настоящее время четкой и разработанной программы подготовки кадров для работы
с одаренными малышами, можно воспользоваться вышеперечисленными
характеристиками качеств, необходимых учителю для эффективной работы с
одаренными детьми и их родителями.
Признаки одаренности и
закономерности психического развития ребенка. Результаты исследования и учебные
программы
Учителя, работающие с одаренными
детьми, должны обладать способностью распознавать признаки одаренности в
интеллектуальной деятельности, школьной успеваемости, творческих проявлениях,
художественном и исполнительском мастерстве, в общении (лидерство) и
двигательной сфере. Кроме того, учителя обязаны поощрять целеустремленность
своих учеников в выполнении заданий. Несмотря на го что Комитет США по вопросам
обучения одаренных учащихся не относит двигательные способности к числу проявлений
особого таланта, тем не менее учителям стоит принимать их во внимание при
составлении программ.
Хорошие знания особенностей
развития детей вообще являются ключом к познанию одаренных детей и базой для
разработки специальных программ для них. Действительно, только при наличии
глубоких знаний о детском развитии можно заниматься составлением программ для
одаренных.
Учитывая факт отсутствия конкретных
разработок в отношении одаренных дошкольников, можно воспользоваться
результатами исследований, касающихся одаренных детей школьного возраста.
К сожалению, в настоящее время
имеется крайне ограниченное число учебных программ, рассчитанных на одаренных
детей младших возрастов, но тем не менее от педагогов, работающих с такими
детьми, требуются хорошие знания особенностей этих программ и умение применять
содержащуюся в них информацию в собственной преподавательской практике.
Выявление и обследование одаренных
детей
Педагог, специализирующийся на
работе с одаренными и талантливыми детьми, должен уметь выявить детей с
неординарными способностями среди учащихся, имеющих различные сенсорные или
двигательные нарушения, а также уметь составлять для них специальные
программы.
Разработчику программ для одаренных
необходимо уметь четко анализировать результаты стандартизированных тестов и
хорошо владеть разнообразными методами сбора данных и наблюдений за детьми.
Умелое руководство детьми
Зачастую на одаренного ребенка,
находящегося в каком-либо дошкольном учреждении, смотрят как на возмутителя
спокойствия. В чем же он виноват? Тщательно проведенные специальные
исследования показали, что часто одаренному ребенку просто скучно в условиях
обучения, не соответствующего его способностям. Если в подобных случаях
учитель не достаточно наблюдателен, он начинает бороться со следствием, не
выяснив причину вызывающего поведения ребенка. Всегда следует помнить, что
одаренные дети более требовательны, они задают намного больше вопросов, чем их
сверстники средних способностей. В этих условиях важнейшим элементом профессионального
мастерства учителя является нахождение индивидуальных подходов к одаренным
детям и умение предложить им такие виды целенаправленной деятельности, которые
бы отвечали их запросам и способностям.
Владение эффективными методами
преподавания
Ньюленд составил перечень
требований к методам преподавания, особенно эффективным в отношении
интеллектуально одаренных детей.
Методы обучения одаренных детей
должны:
1) иметь в качестве своей основной
задачи оказание помощи в получении знаний;
2) соответствовать:
а) уровню интеллектуального и
социального развития ребенка,
б) различным требованиям и возможностям,
присущим тем ситуациям, в которые попадает ребенок в процессе учебы;
3) отражать основной и
последовательный, хотя и не единственный, вариант развития высоких когнитивных
способностей одаренного ребенка;
4) способствовать переходу от
перцептивного уровня познания к высшим понятийным уровням.
Вряд ли можно выделить какой-либо
один- единственный метод, наиболее пригодный для обучения одаренных детей, гак
как разные методы обладают своими достоинствами. Одаренные дети, как и все остальные,
нуждаются в обратной связи со стороны взрослых, а так как детям свойственна
высокая критичность к себе, очень важно, чтобы учитель проявлял доброжелательность,
оценивая деятельность своих одаренных учеников. Это необходимо для приобретения
уверенности в себе и своих способностях. Хороший педагог прекрасно осознает
важность формирования у детей внутреннего стремления к достижению заданного
результата. Следует учитывать, однако, что одаренные дети в отличие от детей
со средними способностями не всегда нуждаются в немедленном поощрении. Очень
часто они демонстрируют способность работать над завершением своего задания
целые дни и даже недели, не проявляя какого-либо нетерпения.
Ньюленд пришел к заключению, что
нет ни одного метода, который бы представлял ценность исключительно для
обучения одаренных детей. Вместе с тем большинство методов при соответствующей
адаптации может успешно применяться для обучения всех детей. Некоторые из них
могут в большей степени подходить для одаренных детей. Однако ни один из этих
методов не может считаться универсально пригодным для обучения одаренных
детей.
Барбе и Фриерсон отмечали, что
специалисты, работающие с одаренными детьми, традиционно больше интересуются
не процессом усвоения, а его результатами.
В то же время при использовании
метода, получившего название «Свободный класс», внимание учителя сосредоточено
на учебном процессе, и в этом случае он становится его непосредственным
участником. В силу того что подобный подход отличается большей гибкостью, чем
подход, ориентирующийся на результат, он в большей степени способствует
развитию творческого потенциала детей. Сказанное вовсе не означает, что при
этом подходе игнорируется конечный результат учебы. В задачу учителя входит
создание таких условий, при которых дети смогут «научиться заниматься», то есть
овладевать приемами учебной деятельности, и в то же время достигать
определенных конкретных результатов.
Отдавая должное значению методов и
техники обучения, Нельсон и Клеланд отмечают, что компетенция учителя
является более важным фактором, нежели используемые материалы и рекомендуемые
специальные методы обучения. Именно учитель создает атмосферу, которая может
вдохновлять ученика или разрушать его уверенность в себе, поощрять или подавлять
интересы, развивать или игнорировать способности, развивать или тормозить
творческое начало, стимулировать или выхолащивать критичность мысли, облегчать
или тормозить успехи.
Ниже приводятся наиболее часто
упоминаемые факторы, которые Торренс приводит в своей работе «Творческие
методы в преподавании».
Признание ранее не признанных или
неиспользуемых возможностей.
Уважение желания ребенка работать
самостоятельно.
Умение воздерживаться от
вмешательства в процесс творческой деятельности. Предоставление ребенку
свободы выбора области приложения сил и методов достижения цели.
Индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от
особенностей учеников. Создание условий для конкретного воплощения творческих
идей.
Предоставление возможности вносить
вклад в общее дело группы.
Поощрение работы над проектами,
предложенными самими учениками.
Исключение какого-либо давления на
детей, создание раскрепощенной обстановки. Одобрение результатов деятельности
детей в какой-либо одной области с целью побудить желание испытать себя в
других видах деятельности. Подчеркивание положительного значения индивидуальных
различий.
Уважение потенциальных возможностей
отстающих.
Демонстрация энтузиазма.
Оказание авторитетной помощи детям,
высказывающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление
со стороны своих сверстников.
Создание ситуаций, при которых
ученик, не обнаруживающий особых успехов в обучении, имеет возможность тесного
общения с более способным учеником. Поиск возможных точек соприкосновения
фантазии с реальностью. Извлечение максимальной пользы из хобби, конкретных
увлечений и индивидуальных наклонностей.
Терпимое отношение (по крайней мере,
временно) к возможному беспорядку.
Поощрение максимальной
вовлеченности в совместную деятельность.
Способность убедить учеников, что
учитель является их единомышленником, а не противником.
Если исходить из того, что развитие
творческих способностей в детях является важнейшим элементом их образования,
то эти положения должны быть приняты во внимание при отборе и подготовке
педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
Знание концептуальных моделей
Знакомство с концептуальными
моделями, которые были использованы при разработке учебных программ для
одаренных дошкольников, помогает учителю вникнуть во все сложности и тонкости
учебно-воспитательного процесса. Например, если учитель ознакомился с моделью
Гилфорда «Структура интеллекта», он будет более уверенно определять те стороны
мышления, которые следует развивать у детей, особенно у тех одаренных детей,
которые способны оперировать символами и усваивать не только конкретные
представления, но и абстрактные понятия.
Связь с родителями
Хорошо известно, что учителя обычно
испытывают некоторую неловкость при общении с родителями, и особенно с
родителями одаренных дегей, которые зачастую сами люди неординарные и
талантливые. Таким образом, учителя, работающие с одаренными детьми, должны
научиться находить контакт с родителями одаренных детей. Учителям необходимо
применять различные пути вовлечения родителей в процесс обучения их детей,
уметь предложить свой способ оценки потребностей детей и оказать помощь
родителям в осознании их собственных стремлений и потребностей. Отличительной
чертой квалифицированных педагогов является их способность научи п. родит елей
умению наблюдать за своими детьми, следить за их развитием.
а также способствовать этому
развитию. Вполне естественно, что родители одаренных детей могут нуждаться в
специальном тренинге навыков взаимодействия с детьми. В задачи педагогов в
связи с этим входит квалифицированно информировать родителей относительно
успехов в учебе их детей, а также помогать в овладении средствами оценки их
достижений. Наконец, в функции учителей входит умение убедить родителей в
необходимости внимательного отношения к своим неординарным детям, с тем чтобы
последние всегда могли получить нужную им помощь.
Талант учителя
Мы уже говорили о том, что учитель,
работающий с одаренными детьми, должен обладать ярко выраженными
интеллектуальными способностями и хорошей общеобразовательной подготовкой. Если
же наряду с этим он еще обладает талантом в какой-либо из областей, то такой
специалист будет просто идеален для работы с одаренными детьми. Например,
желательно, чтобы учитель обнаруживал способности в музыке, изобразительном
(или прикладном) искусстве, в драматическом искусстве или танцах. Наставник
одаренных детей должен иметь определенную подготовку хотя бы в одной из
перечисленных областей.
Умение оценивать
Немаловажным фактором в деле
обеспечения развития ребенка является умение учителя анализировать и оценивать
не только успехи одаренного ребенка в освоении программы, но и эффективность
участия родителей в процессе обучения своих детей. Это необходимо учитывать
для дальнейшего планирования обучения.
Умение убеж дать и пропагандировать
Ценным качеством учителя является
его способность на деле доказать действенность предлагаемой программы. Учитель
должен уметь таким образом представить программу, чтобы заручиться поддержкой
со стороны администрации, своих коллег, родителей, общественности в целом.
Важным элементом в деятельности учителя является его способность обеспечить
преемственность и последовательность учебных программ. Многими специалистами
подчеркивается, что только в этом случае программа раннего обучения
(«интервенции») может считаться успешной.
Способность к самоанализу
Список перечисленных выше качеств
педагога, обучающего одаренных детей, был бы неполным, если бы мы не упомянули
умение учителя анализировать и оценивать свои чувства, сильные и слабые
стороны своей личности и мотивацию. Нельсон и Клеланд отмечали: «Было бы
абсолютно неправильным предполагать, что человек способен разобраться в
потребностях и чувствах других людей и понять их поведение, если он не может
разобраться сам в себе».
ОТБОР
УЧИТЕЛЕЙ: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ
Несмотря на то, что между
вышеперечисленными качествами учителей, работающих с одаренными детьми, и
следующими тремя факторами можно проследить определенный параллелизм, мы
считаем их достаточно важными и заслуживающими самостоятельного обсуждения.
Интеллект
учителя
Ньюленд всегда придавал значение
интеллекту учителя. Он, в частности, писал, что интеллектуальные способности
учителей одаренных детей должны соответствовать образовательному уровню
последних. Это требование является важнейшим в силу трех тесно взаимосвязанных
причин. Во-первых, нельзя допустить существования интеллектуального разрыва в
общении между одаренным ребенком и его учителем. Учитель должен хорошо понимать
словарь и значение понятий, употребляемых ребенком в процессе обучения, и
вместе с этим сам учитель, общаясь со своими учениками, ни в коем случае не
должен использовать понятия, которые либо превышают их понимание, либо намного
отстают от него. Во-вторых, учитель должен быть интеллектуально способным,
достаточно глубоко владеть базовыми понятиями, подлежащими усвоению одаренными
детьми. В-третьих, учитель должен обладать достаточной психологической
чуткостью и интеллектуальной компетентностью, чтобы осознанно способствовать
развитию детей, постепенному переходу их деятельности с чисто перцептивного
уровня на высшие уровни развития понятий.
Цели
обучения
Отбор учителей для работы с
одаренными детьми в раннем возрасте во многом зависит также от целей программы.
Если главной целью программы для дошкольников является развитие их
художественного восприятия и исполнительских навыков, то основным критерием в
отборе учителей будут их способности в музыке, изобразительно-прикладном
искусстве и танцах, а также их опыт и уровень профессиональной подготовки в
так называемом «визуальном» искусстве. Само собой разумеется, что учет всех
остальных характеристик, рассматриваемых в этой главе, также обязателен.
Культурный
уровень учащихся
При составлении программ для детей
дошкольного возраста следует учитывать их культурную принадлежность. Например,
для обучения детей из негритянского гетто или бедного итальянского квартала
должны подбираться учителя, представляющие соответствующие культурные
традиции, так как в противном случае не будет
достигнуто полного взаимопонимания между учащимися и их учителями.
Если программа обучения
предназначена для детей, страдающих теми или иными сенсорными или физическими
недостатками, то должны подбираться такие учителя, которые имеют специальную
подготовку как в работе со здоровыми одаренными детьми, так и с детьми,
имеющими указанные нарушения.
ПОДГОТОВКА
ПО МЕСТУ РАБОТЫ
Трудно предположить, что можно
сразу найти учителей, обладающих такими личными и профессиональными
качествами, которые бы полностью отвечали требованиям новых программ обучения
для одаренных дошкольников. Таким образом, педагогическая администрация не
только должна отбирать специалистов, максимально отвечающих поставленным
требованиям, но и постоянно заниматься специальной подготовкой кадров
(повышением квалификации) в оперативном порядке, то есть по месту работы.
Основные
принципы отбора учителей для работы с одаренными детьми
В следующих принципах отражены все
основные моменты, обсуждавшиеся в данной главе.
Учитель является определяющим
фактором в системе обучения одаренных детей.
К учителям, работающим с одаренными
детьми, предъявляются повышенные требования.
Не все учителя способны работать с
одаренными детьми младшего возраста. Поэтому школьная администрация должна
своевременно выявлять учителей, которые не могут или не хотят работать с
малолетними одаренными детьми, и стараться сделать так, чтобы последние не
попадали к таким учителям.
Позитивная Я-концепция составляет
одну из важнейших характеристик учителя, работающего с одаренными детьми.
Учитель, отличающийся низкой самооценкой, как правило, испытывает чувство
опасения перед своими талантливыми воспитанниками, а значит, не может вызывать
у них уважения. Среди других важных качеств учителя можно выделить зрелость,
успешный опыт педагогической работы, эмоциональную стабильность,
целеустремленность и творческое начало.
Профессиональная компетенция
педагога, обучающего одаренных детей, основывается на его специальной
теоретической подготовке, тесно увязанной с опытом практической работы.
Теоретическая подготовка и
практическая деятельность учителя должны включать работу с разными категориями
детей: здоровыми (в том числе одаренными) и с детьми, имеющими сенсорные или
физические недостатки (в том числе одаренными). В силу того что обычно
одаренные и талантливые дети обучаются в одной группе вместе со всеми
остальными детьми, учителя должны уметь работать с детьми, обладающими разными
способностями и особенностями.
Учителя одаренных детей должны
разбираться в специальных программах для дошкольников и учитывать опыт других
педагогов при совершенствовании своих программ.
Учителя должны быть знакомы с
соответствующими концептуальными моделями, использующимися в обучении
одаренных детей дошкольного возраста, и уметь выбирать и применять те модели,
которые близки их собственным педагогическим принципам.
Для разработки программ учителям
необходимо разбираться в самых разнообразных дисциплинах. Они также должны
эффективно использовать выделяемые на нужды обучения средства и ресурсы.
Правильный выбор учебного материала
также характеризует уровень учителя, работающего с одаренными детьми.
В концепцию учителя обязательно
входит умение правильно оценивать успехи детей.
Учитывая то обстоятельство, что
убедить окружающих в необходимости оказывать содействие в развитии специальных
программ для одаренных детей бывает довольно трудно, учителю необходимо
обладать умением защищать интересы последних и находить своих сторонников.
При подборе учителей для одаренных
детей следует учитывать необходимость их принадлежности к одной культуре. |