Суббота, 23.11.2024, 13:11                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ВИКТОРИНЫ [303]
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [28]
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ [21]
ИГРЫ ШУТКИ - ИГРЫ МИНУТКИ [42]
ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ [317]
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? [2228]
НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ [29]
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "АЗБУКА ХОРОШЕГО ТОНА ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА" [47]
РАССКАЗЫ ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [210]
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ [378]
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КОНТИНЕНТАМ [42]
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА [305]
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ [12]
ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [44]
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ [406]
ФИЗИЧЕСКИЕ ДЕМОНСТРАЦИИ [74]
ФИЗИКА В КОМИКСАХ [114]
УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ [35]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]
ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ [140]
ЗАДАЧИ НА СМЕКАЛКУ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ [11]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ГЕОМЕТРИИ [42]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ МАТЕМАТИКИ [129]
ПРОГУЛКИ ПО ЛЕСУ [6]
ЗООЛОГИЯ В ФАКТАХ И КАРТИНКАХ [32]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ГЕОМЕТРИИ [67]
ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ [231]
ТЕСТЫ ПО ХИМИИ [30]
РУССКИЙ ЯЗЫК [94]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ХИМИИ [117]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ [97]
ТЕСТЫ ПО БИОЛОГИИ [65]
ТЕСТЫ ПО ГЕОМЕТРИИ [52]
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ [84]
НАШЕ ТЕЛО [10]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ХИМИИ [28]
ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС [77]
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИИ [35]
РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ: ТОЛКОВАНИЕ И ИЛЛЮСТРАЦИИ [143]
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ [65]
ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 3 КЛАСС [27]
ТЕСТЫ ПО ПРЕДМЕТУ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" [50]
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [43]
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС [15]
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И ВСЕЛЕННАЯ" [46]
ЛИТЕРАТУРА [110]
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ [23]
ИНФОРМАТИКА И ИТК В ШКОЛЕ [49]
ЦВЕТНЫЕ ТАБЛИЦЫ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ [95]
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС [13]
БИОЛОГИЯ [114]
ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК [200]

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Готовность педагога работать с одаренными деть­ми определяется наличием у него теоретических знаний и практического опыта. Основным элементом специа­льной подготовки учителя является его стажировка в классе, где одаренные дети составляют лишь часть общего коллектива учащихся. В такой коллектив могут входить даже дети с сенсорными или двигательными дефектами. Исходным моментом является то, что в классах, укомплектованных детьми с самыми разны­ми способностями и возможностями, должны работать только те учителя, которые имеют для этого все необ­ходимые качества. Многие специалисты в области обу­чения одаренных детей считают целесообразной спе­циализированную практическую стажировку препода­вательского состава.

Исследователи и специалисты в области подготов­ки кадров для обучения одаренных детей разработали ряд положений относительно знаний и навыков, кото­рыми должны обладать воспитатели одаренных детей. Эти положения являются основой для разработки про­грамм подготовки таких специалистов. С целью опре­деления квалификационных характеристик, необходи­мых для работы с одаренными учениками, Сили разослал специальные опросники в педагогические учебные заведения штата Колорадо. На основании по­лученных ответов был составлен следующий список профессиональных умений (приводятся в порядке убы­вающей значимости):

умение строить обучение в соответствии с резу­льтатами диагностического обследования ре­бенка;

умение модифицировать учебные программы;

умение стимулировать когнитивные способ­ности учащихся;

умение работать по специальному учебному плану;

умение консультировать учащихся.

Учитывая тот факт, что дошкольные учреждения для одаренных детей с 3 лет не являются составной ча­стью системы общеобразовательной школы, а также то, что программы штата Колорадо для одаренных не распространяются на детей дошкольного возраста, многие специалисты выразили сомнение в пригодности перечисленных характеристик для учителей, работаю­щих с одаренными дошкольниками. Тем не менее, на наш взгляд, только одна из этих характеристик (по­следняя) явно непригодна. Очевидно, этот пункт дол­жен быть представлен в следующей редакции: «прове­дение консультаций с родителями». Следует отметить, что необходимость навыков в этом звене педагогиче­ской деятельности ставилась под сомнение многими специалистами и получила довольно низкое место в рейтинге профессиональных характеристик. Однако следует учесть, что респонденты не имели в виду на­ставников одаренных дошкольников, а именно в этом случае умение координировать свои действия с родите­лями детей имеет важнейшее значение для учителей.

Есть основания надеяться, что в недалеком буду­щем появятся такие программы по подготовке педаго­гических кадров для системы обучения одаренных дошкольников, которые позволят производить тща­тельный отбор кандидатов в зависимости от их лич­ных и профессиональных качеств. Такой отбор (или, как теперь часто называют, скрининг) кандидатов явит­ся гарантией того, что учебу в рамках этой програм­мы смогут продолжить только самые умелые специа­листы, которые с завершением подготовки способны стать квалифицированными наставниками ранних да­рований.

Признавая факт отсутствия в настоящее время чет­кой и разработанной программы подготовки кадров для работы с одаренными малышами, можно восполь­зоваться вышеперечисленными характеристиками ка­честв, необходимых учителю для эффективной работы с одаренными детьми и их родителями.

Признаки одаренности и закономерности психического развития ребенка. Результаты исследования и учебные

программы

Учителя, работающие с одаренными детьми, дол­жны обладать способностью распознавать признаки одаренности в интеллектуальной деятельности, школь­ной успеваемости, творческих проявлениях, художе­ственном и исполнительском мастерстве, в общении (лидерство) и двигательной сфере. Кроме того, учителя обязаны поощрять целеустремленность своих учеников в выполнении заданий. Несмотря на го что Комитет США по вопросам обучения одаренных учащихся не относит двигательные способности к числу проявлений особого таланта, тем не менее учителям стоит прини­мать их во внимание при составлении программ.

Хорошие знания особенностей развития детей вооб­ще являются ключом к познанию одаренных детей и базой для разработки специальных программ для них. Действительно, только при наличии глубоких знаний о детском развитии можно заниматься составлением программ для одаренных.

Учитывая факт отсутствия конкретных разработок в отношении одаренных дошкольников, можно воспо­льзоваться результатами исследований, касающихся одаренных детей школьного возраста.

К сожалению, в настоящее время имеется крайне ограниченное число учебных программ, рассчитанных на одаренных детей младших возрастов, но тем не ме­нее от педагогов, работающих с такими детьми, тре­буются хорошие знания особенностей этих программ и умение применять содержащуюся в них информацию в собственной преподавательской практике.

Выявление и обследование одаренных детей

Педагог, специализирующийся на работе с одарен­ными и талантливыми детьми, должен уметь выявить детей с неординарными способностями среди уча­щихся, имеющих различные сенсорные или двигатель­ные нарушения, а также уметь составлять для них спе­циальные программы.

Разработчику программ для одаренных необходи­мо уметь четко анализировать результаты стандарти­зированных тестов и хорошо владеть разнообразными методами сбора данных и наблюдений за детьми.

Умелое руководство детьми

Зачастую на одаренного ребенка, находящегося в каком-либо дошкольном учреждении, смотрят как на возмутителя спокойствия. В чем же он виноват? Тщате­льно проведенные специальные исследования показа­ли, что часто одаренному ребенку просто скучно в условиях обучения, не соответствующего его способ­ностям. Если в подобных случаях учитель не достаточ­но наблюдателен, он начинает бороться со следствием, не выяснив причину вызывающего поведения ребенка. Всегда следует помнить, что одаренные дети более тре­бовательны, они задают намного больше вопросов, чем их сверстники средних способностей. В этих усло­виях важнейшим элементом профессионального ма­стерства учителя является нахождение индивидуальных подходов к одаренным детям и умение предложить им такие виды целенаправленной деятельности, которые бы отвечали их запросам и способностям.

Владение эффективными методами преподавания

Ньюленд составил перечень требований к методам преподавания, особенно эффективным в от­ношении интеллектуально одаренных детей.

Методы обучения одаренных детей должны:

1) иметь в качестве своей основной задачи оказание помощи в получении знаний;

2) соответствовать:

а) уровню интеллектуального и социального раз­вития ребенка,

б) различным требованиям и воз­можностям, присущим тем ситуациям, в которые попадает ребенок в процессе учебы;

3) отражать основной и последовательный, хотя и не един­ственный, вариант развития высоких когнитив­ных способностей одаренного ребенка;

4) спо­собствовать переходу от перцептивного уров­ня познания к высшим понятийным уров­ням.

Вряд ли можно выделить какой-либо один- единственный метод, наиболее пригодный для обуче­ния одаренных детей, гак как разные методы обладают своими достоинствами. Одаренные дети, как и все оста­льные, нуждаются в обратной связи со стороны взро­слых, а так как детям свойственна высокая критичность к себе, очень важно, чтобы учитель проявлял доброже­лательность, оценивая деятельность своих одаренных учеников. Это необходимо для приобретения уверенно­сти в себе и своих способностях. Хороший педагог пре­красно осознает важность формирования у детей вну­треннего стремления к достижению заданного резуль­тата. Следует учитывать, однако, что одаренные дети в отличие от детей со средними способностями не всег­да нуждаются в немедленном поощрении. Очень часто они демонстрируют способность работать над завер­шением своего задания целые дни и даже недели, не проявляя какого-либо нетерпения.

Ньюленд пришел к заключению, что нет ни одного метода, который бы представлял ценность ис­ключительно для обучения одаренных детей. Вмес­те с тем большинство методов при соответствующей адаптации может успешно применяться для обучения всех детей. Некоторые из них могут в большей степени подходить для одаренных детей. Однако ни один из этих методов не может считаться универсально пригод­ным для обучения одаренных детей.

Барбе и Фриерсон отмечали, что специали­сты, работающие с одаренными детьми, традиционно больше интересуются не процессом усвоения, а его ре­зультатами.

В то же время при использовании метода, получив­шего название «Свободный класс», внимание учителя сосредоточено на учебном процессе, и в этом случае он становится его непосредственным участником. В силу того что подобный подход отличается большей гибко­стью, чем подход, ориентирующийся на результат, он в большей степени способствует развитию творческого потенциала детей. Сказанное вовсе не означает, что при этом подходе игнорируется конечный результат учебы. В задачу учителя входит создание таких условий, при которых дети смогут «научиться заниматься», то есть овладевать приемами учебной деятельности, и в то же время достигать определенных конкретных результа­тов.

Отдавая должное значению методов и техники обу­чения, Нельсон и Клеланд отмечают, что компе­тенция учителя является более важным фактором, не­жели используемые материалы и рекомендуемые спе­циальные методы обучения. Именно учитель создает атмосферу, которая может вдохновлять ученика или разрушать его уверенность в себе, поощрять или подав­лять интересы, развивать или игнорировать способно­сти, развивать или тормозить творческое начало, сти­мулировать или выхолащивать критичность мысли, облегчать или тормозить успехи.

Ниже приводятся наиболее часто упоминаемые фак­торы, которые Торренс приводит в своей работе «Творческие методы в преподавании».

Признание ранее не признанных или неиспользуе­мых возможностей.

Уважение желания ребенка работать самостояте­льно.

Умение воздерживаться от вмешательства в про­цесс творческой деятельности. Предоставление ребенку свободы выбора области приложения сил и методов достижения цели. Индивидуализированное применение учебной про­граммы в зависимости от особенностей учеников. Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.

Предоставление возможности вносить вклад в об­щее дело группы.

Поощрение работы над проектами, предложенны­ми самими учениками.

Исключение какого-либо давления на детей, со­здание раскрепощенной обстановки. Одобрение результатов деятельности детей в ка­кой-либо одной области с целью побудить жела­ние испытать себя в других видах деятельности. Подчеркивание положительного значения инди­видуальных различий.

Уважение потенциальных возможностей отстаю­щих.

Демонстрация энтузиазма.

Оказание авторитетной помощи детям, высказы­вающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников.

Создание ситуаций, при которых ученик, не обна­руживающий особых успехов в обучении, имеет возможность тесного общения с более способным учеником. Поиск возможных точек соприкоснове­ния фантазии с реальностью. Извлечение максимальной пользы из хобби, кон­кретных увлечений и индивидуальных наклонно­стей.

Терпимое отношение (по крайней мере, временно) к возможному беспорядку.

Поощрение максимальной вовлеченности в сов­местную деятельность.

Способность убедить учеников, что учитель является их единомышленником, а не противни­ком.

Если исходить из того, что развитие творческих спо­собностей в детях является важнейшим элементом их образования, то эти положения должны быть приняты во внимание при отборе и подготовке педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

Знание концептуальных моделей

Знакомство с концептуальными моделями, которые были использованы при разработке учебных программ для одаренных дошкольников, помогает учителю вникнуть во все сложности и тонкости учебно-воспитательного процесса. Например, если учитель ознакомился с моделью Гилфорда «Структура интел­лекта», он будет более уверенно определять те стороны мышления, которые следует развивать у детей, особен­но у тех одаренных детей, которые способны опериро­вать символами и усваивать не только конкретные представления, но и абстрактные понятия.

Связь с родителями

Хорошо известно, что учителя обычно испытывают некоторую неловкость при общении с родителями, и особенно с родителями одаренных дегей, которые за­частую сами люди неординарные и талантливые. Та­ким образом, учителя, работающие с одаренными де­тьми, должны научиться находить контакт с родителя­ми одаренных детей. Учителям необходимо применять различные пути вовлечения родителей в процесс обуче­ния их детей, уметь предложить свой способ оценки по­требностей детей и оказать помощь родителям в осо­знании их собственных стремлений и потребностей. От­личительной чертой квалифицированных педагогов является их способность научи п. родит елей умению на­блюдать за своими детьми, следить за их развитием.

а также способствовать этому развитию. Вполне есте­ственно, что родители одаренных детей могут нужда­ться в специальном тренинге навыков взаимодействия с детьми. В задачи педагогов в связи с этим входит ква­лифицированно информировать родителей относите­льно успехов в учебе их детей, а также помогать в овла­дении средствами оценки их достижений. Наконец, в функции учителей входит умение убедить родителей в необходимости внимательного отношения к своим неординарным детям, с тем чтобы последние всегда могли получить нужную им помощь.

Талант учителя

Мы уже говорили о том, что учитель, работающий с одаренными детьми, должен обладать ярко выражен­ными интеллектуальными способностями и хорошей общеобразовательной подготовкой. Если же наряду с этим он еще обладает талантом в какой-либо из обла­стей, то такой специалист будет просто идеален для ра­боты с одаренными детьми. Например, желательно, чтобы учитель обнаруживал способности в музыке, изобразительном (или прикладном) искусстве, в драма­тическом искусстве или танцах. Наставник одаренных детей должен иметь определенную подготовку хотя бы в одной из перечисленных областей.

Умение оценивать

Немаловажным фактором в деле обеспечения раз­вития ребенка является умение учителя анализировать и оценивать не только успехи одаренного ребенка в ос­воении программы, но и эффективность участия роди­телей в процессе обучения своих детей. Это необходимо учитывать для дальнейшего планирования обучения.

Умение убеж дать и пропагандировать

Ценным качеством учителя является его способ­ность на деле доказать действенность предлагаемой программы. Учитель должен уметь таким образом представить программу, чтобы заручиться поддержкой со стороны администрации, своих коллег, родителей, общественности в целом. Важным элементом в деяте­льности учителя является его способность обеспечить преемственность и последовательность учебных про­грамм. Многими специалистами подчеркивается, что только в этом случае программа раннего обучения («интервенции») может считаться успешной.

Способность к самоанализу

Список перечисленных выше качеств педагога, обу­чающего одаренных детей, был бы неполным, если бы мы не упомянули умение учителя анализировать и оце­нивать свои чувства, сильные и слабые стороны своей личности и мотивацию. Нельсон и Клеланд от­мечали: «Было бы абсолютно неправильным предпола­гать, что человек способен разобраться в потребностях и чувствах других людей и понять их поведение, если он не может разобраться сам в себе».

 

ОТБОР УЧИТЕЛЕЙ: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ

Несмотря на то, что между вышеперечисленными качествами учителей, работающих с одаренными деть­ми, и следующими тремя факторами можно просле­дить определенный параллелизм, мы считаем их доста­точно важными и заслуживающими самостоятельного обсуждения.

Интеллект учителя

Ньюленд всегда придавал значение интеллек­ту учителя. Он, в частности, писал, что интеллектуаль­ные способности учителей одаренных детей должны со­ответствовать образовательному уровню последних. Это требование является важнейшим в силу трех тесно взаимосвязанных причин. Во-первых, нельзя допустить существования интеллектуального разрыва в общении между одаренным ребенком и его учителем. Учитель должен хорошо понимать словарь и значение понятий, употребляемых ребенком в процессе обучения, и вместе с этим сам учитель, общаясь со своими учениками, ни в коем случае не должен использовать понятия, кото­рые либо превышают их понимание, либо намного от­стают от него. Во-вторых, учитель должен быть интел­лектуально способным, достаточно глубоко владеть базовыми понятиями, подлежащими усвоению одарен­ными детьми. В-третьих, учитель должен обладать до­статочной психологической чуткостью и интеллектуаль­ной компетентностью, чтобы осознанно способство­вать развитию детей, постепенному переходу их деятель­ности с чисто перцептивного уровня на высшие уров­ни развития понятий.

Цели обучения

Отбор учителей для работы с одаренными детьми в раннем возрасте во многом зависит также от целей программы. Если главной целью программы для до­школьников является развитие их художественного восприятия и исполнительских навыков, то основным критерием в отборе учителей будут их способности в музыке, изобразительно-прикладном искусстве и тан­цах, а также их опыт и уровень профессиональной под­готовки в так называемом «визуальном» искусстве. Са­мо собой разумеется, что учет всех остальных характе­ристик, рассматриваемых в этой главе, также обязате­лен.

Культурный уровень учащихся


При составлении программ для детей дошкольного возраста следует учитывать их культурную принадле­жность. Например, для обучения детей из негритянско­го гетто или бедного итальянского квартала должны подбираться учителя, представляющие соответствую­щие культурные традиции, так как в противном случае не будет достигнуто полного взаимопонимания между учащимися и их учителями.

Если программа обучения предназначена для детей, страдающих теми или иными сенсорными или физиче­скими недостатками, то должны подбираться такие учителя, которые имеют специальную подготовку как в работе со здоровыми одаренными детьми, так и с деть­ми, имеющими указанные нарушения.

 

ПОДГОТОВКА ПО МЕСТУ РАБОТЫ

Трудно предположить, что можно сразу найти учи­телей, обладающих такими личными и профессиональ­ными качествами, которые бы полностью отвечали требованиям новых программ обучения для одаренных дошкольников. Таким образом, педагогическая адми­нистрация не только должна отбирать специалистов, максимально отвечающих поставленным требованиям, но и постоянно заниматься специальной подготовкой кадров (повышением квалификации) в оперативном по­рядке, то есть по месту работы.

Основные принципы отбора учителей для работы с одаренными детьми

В следующих принципах отражены все основные моменты, обсуждавшиеся в данной главе.

Учитель является определяющим фактором в системе обучения одаренных детей.

К учителям, работающим с одаренными де­тьми, предъявляются повышенные требования.

Не все учителя способны работать с одарен­ными детьми младшего возраста. Поэтому шко­льная администрация должна своевременно выяв­лять учителей, которые не могут или не хотят ра­ботать с малолетними одаренными детьми, и ста­раться сделать так, чтобы последние не попадали к таким учителям.


Позитивная Я-концепция составляет одну из важнейших характеристик учителя, работаю­щего с одаренными детьми. Учитель, отличаю­щийся низкой самооценкой, как правило, испыты­вает чувство опасения перед своими талантливы­ми воспитанниками, а значит, не может вызывать у них уважения. Среди других важных качеств учи­теля можно выделить зрелость, успешный опыт педагогической работы, эмоциональную стабиль­ность, целеустремленность и творческое начало.

Профессиональная компетенция педагога, обучающего одаренных детей, основывается на его специальной теоретической подготовке, тесно увязанной с опытом практической работы.

Теоретическая подготовка и практическая деятельность учителя должны включать работу с разными категориями детей: здоровыми (в том числе одаренными) и с детьми, имеющими сенсор­ные или физические недостатки (в том числе ода­ренными). В силу того что обычно одаренные и та­лантливые дети обучаются в одной группе вместе со всеми остальными детьми, учителя должны уметь работать с детьми, обладающими разными способностями и особенностями.

Учителя одаренных детей должны разбира­ться в специальных программах для дошкольни­ков и учитывать опыт других педагогов при со­вершенствовании своих программ.

Учителя должны быть знакомы с соответ­ствующими концептуальными моделями, исполь­зующимися в обучении одаренных детей дошко­льного возраста, и уметь выбирать и применять те модели, которые близки их собственным педа­гогическим принципам.

Для разработки программ учителям необ­ходимо разбираться в самых разнообразных дис­циплинах. Они также должны эффективно исполь­зовать выделяемые на нужды обучения средства и ресурсы.

Правильный выбор учебного материала также характеризует уровень учителя, работаю­щего с одаренными детьми.

В концепцию учителя обязательно входит умение правильно оценивать успехи детей.

Учитывая то обстоятельство, что убедить окружающих в необходимости оказывать содей­ствие в развитии специальных программ для ода­ренных детей бывает довольно трудно, учителю необходимо обладать умением защищать интере­сы последних и находить своих сторонников.

При подборе учителей для одаренных де­тей следует учитывать необходимость их принад­лежности к одной культуре.

Категория: РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ | Добавил: admin (28.06.2012)
Просмотров: 5474 | Теги: работа с одаренными детьми в школе, программа работы с одаренными школь, планирование работы с одаренными де, диагностика одаренности у детей | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru