Примерное содержание работы педагога-психолога с одаренными детьми
В начальной школе по итогам первого психодиагностического минимума и
наблюдениям учителей формируется небольшая группа школьников, которых
можно отнести к категории "талантливые или одаренные дети".
Психологическое сопровождение таких детей предполагает составление
индивидуального маршрута, т. е. индивидуальных программ развития.
Программы составляются совместно всеми субъектами учебно-воспитательного
процесса (учителя, администрация, родители, социальные педагоги и т.
д.). При необходимости проводится углубленная психодиагностика отдельных
школьников. Надо помнить, что тесты при всем своем многообразии не
могут дать полного представления обо всех особенностях одаренного
ребенка.
Пакет методик подбирается с учетом индивидуальности ребенка. Возможно
использование тестов на выявление творческих способностей (например,
тест Торренса), методики диагностики умственных способностей Векслера
(IQ = 130). Правомерным будет использование шкалы Рензулли—Хартмана для
оценки психиологической характеристики одаренных учащихся
(интеллектуальные умения, мотивация, креативность).
Выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные,
изобразительные, физические и т. п.), проводится на основании опросов
родителей, учителей, анализа продуктов деятельности во внеурочное время.
Возможно также предъявление теста- анкеты А. де Хаана и Г. Каффа.
В последнее время сложился алгоритм выявления интеллектуальной и
академической одаренности в школе, согласно которому результаты,
демонстрируемые учащимися, должны удовлетворять высоким показателям по любым шести из восьми критериев:
1) оценка по групповому тесту — 95% и более;
2) оценка по групповому тесту способностей — 127 и больше;
3) оценка по индивидуальному тесту интеллекта — 125 и более;
4) данные опросника учителя;
5) данные опросника родителя;
6) данные самооценки ученика;
7) успеваемость и другие биографические материалы;
8) оценка творческих работ.
Развитие познавательной деятельности одаренных школьников
осуществляется более эффективно, если есть следующие организационные
условия: обучение в разных типах школ на соответствующем уровне,
разнообразная внеклассная работа, мобильные вертикальные и
горизонтальные группировки, индивидуализированное обучение, ускоренное
обучение и обогащенные программы. При этом должен быть соблюден комплекс мероприятий:
своевременное применение различных видов тестирования;
оценки способностей по успеваемости;
участие во внеклассных мероприятиях (анализ продуктов деятельности);
заключение психолога;
заключение экспертов в определенной деятельности;
участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности);
В то же время эффективность развития познавательной деятельности нивелируют следующие негативные факторы:
"дискриминация" личности одаренного учащегося из-за отсутствия необходимого дифференцированного обучения;
ориентация на "среднего" ученика;
слабый учет особенностей когнитивных стилей одаренных учащихся в учебно-познавательной деятельности;
недооценка законов творчества учителями;
наличие механизмов избегания, маскировки своих возможностей одаренными детьми из-за отсутствия условий самореализации;
сдерживающая система репродуктивных заданий, упражнений и формальных требований;
низкий уровень подготовки учителей для работы с одаренными детьми;
излишняя унификация программ.
Для развития дивергентного мышления (мышление, связанное с творчеством,
анализирующее различные аспекты, которые имеют отношение к данной
проблеме) одаренных детей надо активно вовлекать в групповые занятия
музыкой, ритмикой, сценическим искусством. Функционирование в школе
кружков, психологических клубов, игр типа "Что, где, когда?",
направление в центры внешкольной работы дает возможность талантливому
ребенку продуцировать разнообразные и необычные идеи, развивать
специальные способности и ощущать при этом свою успешность.
При проведении социометрических процедур психологу важно обратить
внимание на социальный статус ребенка в классе. Часто одаренные дети в
начальной школе являются и лидерами (учительница его продвигает), что
может вызвать неприязнь других детей. Поэтому педагогу-психологу
целесообразно при проведении групповых занятий в классе или больших
психологических игр по развитию сплоченности коллектива, формированию
коммуникативных навыков планировать совместные занятия одаренных детей с
другими детьми, формировать социальные контакты, содействовать
формированию адекватного самоотношения, стараться избегать крайностей в
признании и оценке успехов учащегося.
В средней школе развитие одаренного подростка зависит в основном от
педагога, его профессионализма и особенностей личности.
Педагог-психолог, должен знать, что значительную роль играют методы
обучения одаренных учащихся. Для развития творческих способностей,
интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные,
исследовательские, поисковые, проективные методы.
Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при обучении одаренных учащихся.
Постановка вопроса - это импульс к нахождению оригинальных решений,
необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности. Вопросы должны
быть адресованы с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти,
панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ - это генерация новых
ассоциаций и усиления познавательного интереса. К сожалению,
традиционные формы и методы еще оказывают сдерживающее влияние в
развитии познавательной деятельности одаренных учащихся. Преобладающее
число заданий низкого мыслительного уровня, затраты времени на
выполнение заданий часто не учитываются.
Успешность функционирования процесса обучения одаренных детей зависит
от обогащенной индивидуализации и дифференциации, от гибкости учебного
расписания, от мобильной и динамичной системы диагностики.
В гимназиях, лицеях, где обучается большее количество способных детей,
применяются такие формы работы, как создание групп по интересам
(ответственные педагоги отбирают детей со сходными интересами и
способностями). Это проходит не только в рамках одного класса, но и в
масштабе школы. Работа групп по интересам наиболее плодотворна, когда
устанавливаются связи между содержанием их работы и другими видами
работы школы. Полезно, когда деятельность групп по интересам является
дополнением к школьной программе и способствует росту теоретических
знаний учащихся.
В связи с этим психологу важно быть готовым предоставить информацию о
современных психолого-педагогических технологиях, предложить игры,
упражнения, развивающие разные интеллектуальные процессы.
Существенное направление деятельности педагога-психолога –
психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах,
выставках. И в связи с этим – обучение навыкам саморегуляции, уверенного
поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т. е. выработка
такого качества как адаптивность. Целесообразно направлять школьников в
группы социально-психологического тренинга, в которых они обучаются
умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в
подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям.
К компетенции психолога относится также работа по сохранению
психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя
мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом,
формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению
родителями способов формирования у ребенка позитивной Я-концепции как
фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка.
В старшей школе особую значимость приобретает деятельность по
профессиональной ориентации школьников, обучению их навыкам эффективного
использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы
будущего.