________________
(наименование учреждения)
УТВЕРЖДАЮ
___________/_______
”__” ________ 20__ г.
Положение о работе с одаренными детьми
1.Общие положения
1.1. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни
качество психики, которое определяет возможность достижения человеком
более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах
деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это
ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в
том или ином виде деятельности.
1.2. Цели и задачи.
Цель: создание условий для оптимального развития детей.
Задачи:
- Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.
- Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
- Отбор средств обучения, способствующих развитию
самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских
навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
- Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности.
- Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
1.3. Принципы работы с одаренными детьми:
- Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся – высший уровень).
- Принцип опережающего обучения.
- Принцип комфортности в любой деятельности.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.
- Возрастание роли внеурочной деятельности.
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип добровольности.
1.4. Участниками реализации данного положения являются:
- Администрация школы (директор, заместители).
- Рабочая группа, создаваемая сроком на 1 год.
- Руководители школьных методических кафедр, МО.
- Учителя-предметники.
- Классные руководители.
- Руководители кружков и секций.
- Медицинские работники.
- Психологи.
- Библиотекарь.
- Родители или законные представители обучающихся.
- Попечительский совет.
1.5. Формы проведения мониторинга реализации положения:
Формы
|
Периодичность
|
Предметные олимпиады
|
1 раз в год
|
Общешкольная конференция достижений обучающихся
|
1 раз в год
|
Предметные недели
|
По годовому плану
|
Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми
|
На педсовете
|
Внутришкольный контроль
|
По годовому плану
|
Творческие отчеты кружков и спортивных секций
|
1 раз в год
|
Тематические конкурсы, выставки
|
По годовому плану
|
Проектная деятельность
|
По годовому плану
|
Мониторинг динамики развития
|
По годовому плану
|
2. Организация и функциональное обеспечение положения
2.1. Функции директора:
- Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с
одаренными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного
процесса.
- Создание фонда поощрения и материального стимулирования одаренных детей и учителей, работающих с одаренными обучающимися.
- Введение штатной единицы (заместителя директора или ответственного за работу с одаренными детьми).
2.2. Функции заместителя директора:
- Регулирование и коррекция образовательных процессов,
связанных с реализацией данного положения (учебный план, расписание,
элективы, ПИДы).
- Оформление нормативной документации.
- Разработка программ.
- Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
- Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми.
- Координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.
- Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.
- Сбор банка данных по одаренным детям.
2.3. Функции рабочей группы:
- Подбор диагностических материалов для выявления одаренных детей.
- Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме.
- Подготовка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.
- Определение критериев эффективности работы.
- Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
2.4. Функции руководителей школьных методических объединений (кафедр):
- Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад (ежегодно).
- Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам (постоянно).
- Оформление материалов по работе с одаренными детьми на
сайте школы, стенде методической работы (диагностики, образцы заданий,
результаты олимпиад и т. д.).
- Руководство подготовкой творческих отчетов учителей, работающих с одаренными детьми.
2.5. Функции учителей-предметников:
- Выявление одаренных детей.
- Корректировка программ и тематических планов для работы с
одаренными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого,
научно-исследовательского уровней.
- Организация индивидуальной работы с одаренными детьми.
- Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.
- Отбор и оформление в течение года достижений одаренных детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции.
- Оформление своего опыта работы с одаренными детьми в виде творческого отчета для предъявления на педсовете.
- Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
- Консультирование родителей одаренных детей по вопросам развития способностей их детей.
- Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
2.6. Функции классных руководителей:
- Выявление детей с общей одаренностью.
- Оформление в дневниках классных руководителей сводной
таблицы по видам (областям) одаренности детей, используя данные своих
диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков,
родителей.
- Планирование воспитательной работы в классе с учетом реализации одаренными детьми класса своих способностей.
- Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
- Взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.
2.7. Функции руководителей кружков и секций:
- Выявление одаренных детей.
- Организация творческих отчетов детей.
- Предоставление необходимой информации классным руководителям.
- Консультирование родителей.
- Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме).
- Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная).
- Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися.
- Индивидуальные и групповые консультации для обучающихся.
- Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации).
- Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа).
- Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. |