Программа
обучения одаренных детей не должна ограничиваться лишь развитием когнитивных
способностей. Уильяме высказал мысль о том, что аффективная сторона обучения
неотделима от когнитивной. Вполне справедливым будет утверждение, что эти два
вида познания одинаково важны и взаимодействие между ними способствует
полноценному раскрытию личности. В аффективную сферу входят Я-концепция, навыки
общения и межличностного взаимодействия, целеустремленность и способность идти
на риск.
Я-концепция
Развитие
позитивной Я-концепции является важнейшим условием полной реализации
потенциальных возможностей одаренного ребенка.
Известно, что одаренные дети, имеющие низкую самооценку, часто не могут
реализовать своих способностей и даже становятся неуспевающими учениками.
Учителя обязаны помочь детям в развитии позитивного представления о себе путем
внимательного и доброжелательного отношения к высказываниям с их стороны и
поощрения их деятельности. С этой целью учителя также могут использовать
различные ролевые игры. Учитывая тот факт, что Я-концепция начинает
складываться в самом раннем возрасте, одаренные дошкольники должны быть
обеспечены своевременной и адекватной поддержкой в этом отношении.
Навыки межличностного общения
Для
того чтобы одаренный дошкольник мог успешно действовать как член группы, он
должен обладать соответствующими навыками общения и сотрудничества.
Специалисты, работающие в Сиеттлском центре развития ребенка, обращают внимание
на важность выработки в ребенке способности взаимодействовать с окружением в
соответствии с социально принятыми нормами, а также подчеркивают необходимость
развития в детях понимания чувств и потребностей других людей (Roedell and Robinson).
Навыки межличностного общения могут прививаться самыми различными путями.
Например, учитель может содействовать созданию условий для внеклассных занятий,
которые интересны для всего класса. (Например, занятие энтомологией. Причем
каждый ребенок должен отвечать за определенный участок работы. В этом случае
для успешного завершения работы необходим обмен информацией.) Другим способом
развития коммуникативных навыков является оказание помощи детям (например,
когда перед группой встала какая-либо реальная проблема, учитель должен помочь
детям разрешить спор).
Настойчивость и стремление доводить дело до конца
Упорство,
то есть способность работать над решением задачи в течение достаточно
длительного периода времени, является важным фактором успешности обучения.
Воспитание целеустремленности и настойчивости в одаренных детях дошкольного
возраста имеет огромное значение, так как является залогом успехов во взрослой
жизни. Стремление доводить дело до конца можно воспитать в детях при помощи
соответствующего мотивирования и подкрепления. Как показывают результаты
исследований, дети не реализуют своих способностей, если родители соответствующим
образом не подкрепляют в них настойчивость и упорство. Учителя и родители не
должны скупиться на устную похвалу в адрес детей, проявляющих упорство и
целеустремленность. Наконец, учитель может предложить своим ученикам
интересное, сложное задание и предоставить достаточный период времени на его
выполнение. Многие специалисты полагают, что привитое ребенку стремление
доводить дело до конца впоследствии может стать его внутренней потребностью.
Готовность рисковать
Уильямс
подчеркивал, что способность идти на риск является необходимым элементом в
развитии творческих способностей. На дошкольном уровне эти способности можно
стимулировать при помощи создания доброжелательной и раскованной атмосферы,
поощрения детей независимо от конечных результатов их деятельности.
Дошкольников необходимо побуждать к независимости суждений, высказыванию самых
смелых идей и гипотез, воспитывать умение отстаивать свои позиции. Согласно
наблюдениям специалистов, дети охотнее всего идут на рискованные решения в
тех областях, в которых они чувствуют себя уверенно, во всех же остальных это
качество следует стимулировать. |