Моделирование внутришкольной системы работы с одаренными детьми
Модель работы с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении
(далее - ОУ) должна способствовать созданию условий для развития
творческих способностей в системе личностно ориентированного обучения.
Именно поэтому синергетический подход должен стать основой построения
модели работы с одаренными детьми как открытой системы. Этот подход
акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при
образовании системы как единого целого. В связи с этим основополагающей
идеей при разработке модели работы с одаренными детьми является
интеграция всех видов деятельности (учебной, внеклассной, внеурочной,
внешкольной, воспитательной), предполагающая переход от педагогики
мероприятия к педагогике сотрудничества и сотворчества.
Работа с одаренными детьми - это гибкая и открытая система, способная
обеспечить разносторонний подход к ребенку, индивидуализацию и
одновременно развитие социального опыта в общении и взаимодействии с
другими подростками и взрослыми.
Сама технология занятий с одаренными детьми, направленная на постоянное
преодоление познавательных трудностей и достижение высокого общего
развития, создает благоприятную воспитательную среду, которая
способствует духовному развитию детей. Поэтому организация работы с
одаренными детьми должна идти по линии подлинного органического единства
обучения и воспитания, что заложено в самой сущности феномена
одаренности.
Моделирование системы работы с одаренными детьми - процесс
технологический. Ему свойственна объективная логика, и его технология
есть не что иное как отражение упорядочения деятельности субъектов
образовательного процесса в соответствии с этой логикой.
Используя опыт М.В. Левит* ( * Левит М.В. Как сделать хорошую школу?
Практико-ориентированное пособие по проектированию и управлению школой.
М.: Центр "Педагогический поиск", 2002. - Примеч. авт. ), раскроем технологию моделирования системы работы с одаренными детьми:
1. Целевая структуризация: определение целей и направление деятельности ОУ в соответствии с социальным заказом.
Содержание этапа: формирование социального заказа, изучение
образовательной среды учебного заведения, проблемно-ориентированный и
рефлексивный анализ его деятельности, фиксирование тенденций развития
образования (в виде целей и направлений деятельности).
Поле взаимодействия: совместная деятельность участников
образовательного процесса по определению целей и направлению работы
образовательного заведения в целом и развитию системы работы с
одаренными детьми в частности.
Результат взаимодействия: формулирование целей и определение стратегии развития системы работы с одаренными детьми.
2. Анализ возможностей ОУ.
Содержание этапа: выделение блоков возможностей школы (мотиваци-онные,
кадровые, нормативно-правовые и финансовые возможности, материальные
ресурсы, возможности обучающихся), декомпозиция возможностей ОУ в
соответствии с социальным заказом.
Поле взаимодействия: совместная деятельность участников образовательного процесса по анализу возможностей школы.
Результат взаимодействия: структурированные возможности ОУ по организации работы с одаренными детьми.
3. Выбор принципиальной схемы построения модели системы работы с одаренными детьми.
Содержание этапа: выделение общих принципов построения модели работы с
одаренными детьми, ее компонентов (блоков), уровней соподчинения,
распределение функционала.
Поле взаимодействия: совместная деятельность участников
образовательного процесса по выбору принципиальной схемы построения
модели работы с одаренными детьми.
Результат взаимодействия: модель системы работы с одаренными детьми.
4. Разработка внутренней структуры компонентов модели работы с одаренными детьми.
Содержание этапа: определение структуры компонентов (блоков, звеньев)
модели работы с одаренными детьми, выделение главного звена в содержании
деятельности.
Поле взаимодействия: совместная деятельность участников
образовательного процесса по определению структуры и содержания
компонентов системы работы с одаренными детьми, выделению главного
звена.
Результат взаимодействия: модели компонентов системы работы с одаренными детьми.
5. Выбор диагностических процедур для определения результативности и
эффективности разработанной модели системы работы с одаренными детьми.
Содержание этапа: разработка подходов, выделение направлений и
определение критериев результативности и эффективности разработанной
модели работы с одаренными детьми.
Поле взаимодействия: совместная деятельность участников
образовательного процесса по определению параметров и критериев
диагностики работы с одаренными детьми в ОУ.
Результат взаимодействия: направления анализа, подходы, система
критериев и параметров эффективности и результативности разработанной
модели с одаренными детьми, определение информационных потоков.
6. Коррекция разработанной модели работы с одаренными детьми и ее подсистем в ОУ.
Поле взаимодействия: совместная деятельность участников образовательного процесса по коррекции разработанной модели.
Результат взаимодействия: комплекс моделей - компонентов системы работы с одаренными детьми в ОУ.
Описанная технология моделирования позволяет каждому ОУ на основе
возможностей внутренней и внешней среды и с учетом социального заказа
субъектов образовательного процесса разработать свою модель системы
работы с одаренными детьми.
В условиях массовой школы применяются модели обучения, предложенные
отечественными учеными и построенные с учетом психологических механизмов
умственного развития учащихся. Перечислим основные из них:
1. "Свободная модель". В процессе обучения в максимальной мере
учитывается внутренняя инициатива ребенка. При наличии некоторой помощи
со стороны учителя ребенок сам определяет интенсивность и
продолжительность своих занятий, свободно планирует свое время,
самостоятельно выбирает средства обучения. Какая-либо система жестких
педагогических воздействий отсутствует. Напротив, поощряется любая
импровизация как в деятельности ребенка, так и в деятельности педагога.
Разновидности этой модели - "свободный день", "свободный класс".
Ключевой психологический элемент модели - свобода индивидуального
выбора.
2. "Диалогическая модель" (В.С. Библер, С.Ю. Курганов и др.). Суть ее
состоит в изменении содержания и форм обучения в направлении освоения
детьми культурных основ человеческого познания. В центре внимания -
целенаправленное развитие интеллекта учащихся, понимаемого как "глубинно
развитый разум". На первый план выходит формирование диалогизма как
основного определения человеческой мысли (в виде диалога культур,
диалога идей, диалога знания и т. п.). Признается непредсказуемость,
самобытность интеллектуального развития личности, в т. ч. "одинокого"
учения. Создаются условия для индивидуального интеллектуального
творчества. Ключевой психологический элемент - "диалогичность
индивидуального сознания".
3. "Личностная модель" (Л.Н. Занков, М.В. Зверева, И.А. Аргинская, Н.В.
Нечаева и др.). Основной задачей обучения в рамках этой модели является
общее развитие учащихся, в т. ч. развитие его потенциальных
познавательных, эмоциональных, нравственных и эстетических возможностей.
Организация обучения подчиняется определенным принципам: обучение на
высоком уровне трудности, ведущая роль теоретического знания; быстрый
темп изучения учебного материала; осознанный характер учения.
Используемая при этом методика характеризуется многогранностью,
вариативностью, опорой на проблемный подход. Отличительной особенностью
модели является подчеркнутое внимание к индивидуальности каждого
ребенка. Ключевой психологический элемент - целостный личностный рост.
4. "Обогащающая модель" (Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, М.А. Холодная и
др.). Суть модели - интеллектуальное воспитание ребенка за счет
актуализации и усложнения умственного опыта. Адресатом педагогических
воздействий являются основные компоненты индивидуального ментального
опыта (в т. ч. его когнитивные, метакогнитивные и интенциональные
компоненты, установление которых происходит с помощью специально
сконструированных учебных текстов). В частности, успешное обучение
предполагает развитие способности к взаимодействию двух типов ментальных
образов: визуальных и слуховых. В рамках внеучебной деятельности идея
обогащения ментального опыта ребенка реализована в программе Дж.
Рензулли "Открытый мир" применительно к одаренным детям.
5. "Развивающая модель" (В.В. Давыдов, В.В. Репкин, Д.Б. Эльконин и
др.) направлена на развитие теоретического мышления младшего школьника.
Основная задача - научить ребенка содержательному обобщению, умению
мыслить по принципу "от общего к частному". Ребенок обучается
определенным мыслительным действиям - анализ, планирование, синтез,
рефлексия и др. В результате он осваивает учебное знание на уровне
научных понятий, овладевает знаковыми моделями, осваивает
исследовательский путь познания. Ключевой психологический элемент -
"способы деятельности".
6. "Структурирующая модель" (Б.П. Эрдниев, П.М. Эрдниев и др.). Особое
внимание уделяется организации учебной информации, созданию
содержательных комплексов в виде укрупненных дидактических единиц. Они
обладают качествами системности и целостности. Обучение предполагает
одновременное изучение родственных разделов учебных предметов,
взаимосвязанность действий и операций, самостоятельность обобщения и
мышления, выход на перспективы знания и т. п. Ключевой психологический
элемент - "фреймовая организация знаний".
7. "Активизирующая модель" (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин,
Г.И. Щукина и др.) направлена на повышение уровня познавательной
активности учащегося за счет включения в учебный процесс проблемных
ситуаций. В рамках этой модели сохраняются основные моменты
традиционного обучения, однако учитываются два основных психологических
фактора эффективности обучения: познавательная мотивация и мыслительная
активность школьников в условиях разнообразных проблемных ситуаций.
Ключевой психологический элемент - "познавательный интерес".
Все перечисленные модели, несомненно, способствуют повышению качества
образования, поскольку на первом плане оказывается ребенок как субъект
деятельности. Тем не менее не каждая из указанных моделей может
обеспечить школьнику возможность свободного и конструктивного
интеллектуального саморазвития с учетом своеобразия его способностей и
возможностей.
Алгоритм создания условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей:
1. Выявление, развитие и поддержка одаренных детей: поиск технологий, методик по выявлению одаренных детей.
2. Ресурсы:
- психологическая служба;
- профессиональная компетентность педагогов, руководителей всех уровней.
3. Управленческие решения:
- социальная поддержка одаренных детей;
- стимулирование педагогов;
- стимулирование и поощрение одаренных детей.
4. Пути реализации:
- реализация развивающих программ;
- выбор технологий развития детской одаренности;
- планирование траектории развития одаренных детей.
5. Ожидаемые результаты:
- положительная динамика развития одаренных детей;
- рост успехов и достижений одаренных детей;
- профессиональное определение одаренных детей.
Механизм управления системой работы с одаренными детьми можно
рассматривать с позиции моделирования. Модель содержания основной
деятельности административного персонала разработана на основе
системно-деятельностного подхода к управлению образованием (Е.Ю. Ривкин и
др.) и представлена как конкретный план реализации управленческих
функций по развитию детской одаренности.
Шаг 1. Распределение функций управления системой работы с одаренными детьми на различных уровнях.
Эффективность работы любого ОУ определяется единством целей всех
сотрудников по вертикали и горизонтали. Поэтому в сфере мотивации и
повышения управленческой квалификации руководителей всех уровней должно
использоваться целевое управление. Оно выражается в координации действий
всех руководящих работников. Они четко знают стратегические и
тактические цели ОУ, учитывают интересы, потребности детей и их
родителей, хотят и могут реализовывать эти цели.
На каждом из уровней управления решение методических задач, обеспечение
образовательного процесса, планирование и организация деятельности,
руководство и контроль, принятие управленческих решений осуществляются в
пределах компетенции руководителя. Функциональная модель, разработанная
с этой целью, включает все необходимые элементы управления:
1. Директор ОУ:
- организует деятельность педагогического коллектива и направляет ее на реализацию программы по работе с одаренными детьми;
- осуществляет контроль качества образовательного процесса, выполнения развивающих программ и учебно-тематических планов;
- осуществляет контроль качества подготовки педагогов, работающих с одаренными детьми;
- создает условия для развития одаренных детей и повышения профессионального мастерства педагогов.
2. Заместитель директора по УВР:
- оказывает методическую помощь в разработке программ и методической продукции;
- обобщает и распространяет передовой педагогический опыт;
- планирует и организует обучение педагогов по повышению их профессионального мастерства.
3. Учитель:
- составляет программы и планы работы, обеспечивает выбор
необходимых форм, методов и средств обучения и соблюдение
санитарно-гигиенических норм;
- осуществляет руководство объединением обучающихся с повышенным уровнем интеллектуального развития;
- систематически повышает свою профессиональную квалификацию;
- организует работу с родителями и органами детского самоуправления.
Шаг 2. Работа с административным персоналом по повышению управленческой квалификации.
Одной из важных задач при внедрении инноваций является работа с административным персоналом.
В целях повышения управленческой культуры руководящих работников, их
информированности о работе с одаренными детьми можно применять активные
формы обучения: семинары-практикумы, деловые игры по проблемам, мозговые
штурмы, тренинги, планерки, собеседования, информационные стенды,
изучение опыта работы с одаренными детьми.
Шаг 3. Внедрение системы стимулирования педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.
Внедрение системы стимулирования улучшает показатели деятельности как
управленческого персонала, так и педагогических работников. Практика
подтверждает, что дифференциация этой системы, выбор критериев оценки
деятельности с учетом ее специфики, привлечение к обсуждению
коллегиальных органов ОУ обеспечивают объективность процесса
стимулирования:
- награждение благодарностями, грамотами;
- награждение подарками и денежными премиями;
- участие в творческих конкурсах, конкурсах профессионального мастерства;
- информация в СМИ об успехах и достижениях педагогов;
- выдвижение педагогов на награждение почетными грамотами, благодарственными письмами всех уровней;
- выдвижение педагогов на награждение отраслевыми наградами Минобрнауки России;
- информация в СМИ об успехах и достижениях воспитанников.
В приложении представлены методические рекомендации по созданию творческой атмосферы в педагогическом коллективе.
Шаг 4. Внедрение системы поощрительных мер для одаренных детей.
Поощрительные меры являются действенным инструментом повышения
мотивации одаренных детей к обучению и к улучшению своих достижений.
Приведение этих мер в систему и ее регулирование формирует
стимулирующие мотивы одаренных обучающихся, способствует оказанию им
социальной помощи и поддержки:
- вручение премий;
- занесение в книгу почета ОУ;
- обеспечение участия в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях различного уровня;
- поручение ведущих ролей;
- информация об успехах и достижениях;
- награждение почетными грамотами и подарками.
Таким образом, создание условий, обеспечивающих выявление и развитие
одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей является
одной из приоритетных задач современного общества. В связи с этим
требуется проведение курсов повышения квалификации учителей,
просветительская работа среди родителей для формирования у них
научно-адекватных и современных представлений о природе, методах
выявления и путях развития одаренности.
Приложение МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию творческой атмосферы в педагогическом коллективе, мотивирующей на внедрение инноваций
1. Ставьте цели и задачи четко, доступно и ясно, чтобы они
воспринимались педагогическими работниками как реально достижимые при
внедрении инноваций.
2. Продолжайте поиск новых моделей управления процессом совершенствования системы работы с одаренными детьми.
3. Во избежание конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе современный руководитель должен:
- находить нетрадиционные пути решения задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии;
- уважать личные достоинства педагогических работников;
- вникать в духовный мир и стремления творческих педагогов;
- создавать в педагогическом коллективе атмосферу приподнятости, здорового микроклимата;
- справедливо использовать моральные и материальные стимулы;
- определять для каждого педагогического работника его индивидуальные цели и обеспечивать условия для их достижения;
- способствовать педагогическим успехам;
- помогать каждому члену педагогического коллектива в творческой
деятельности, вселять в каждого работника профессиональную уверенность.
4. В качестве повышения мотивации руководящих работников к внедрению
инноваций в процесс управления развитием одаренных детей целесообразно
использовать систему стимулирования.
|
Категория: РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ | Добавил: admin (11.04.2013)
|
Просмотров: 4731
| Рейтинг: 5.0/1 |
|