Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь
систематизировать собственные представления об умственных способностях детей.
Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные
операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с
ребенком.
Данная методика, как все методики диагностики одаренности для педагогов и
родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических
методик, а, напротив, должна рассматриваться как одна из составных частей
общего с психологом комплекта психодиагностических методик.
Познавательная сфера 1. Оригинальность мышления
- способность выдвигать новые,
неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.
Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и
взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике
самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.). 2. Гибкость мышления
- способность быстро и легко находить новые
стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и
поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.
Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем,
оперативно менять направление поиска решения проблемы. 3. Продуктивность, или беглость, мышления
обычно рассматривается
как способность к генерированию большого числа идей.
Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных
проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.). 4. Способность к анализу и синтезу
. Анализ - линейная,
последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее
разложение на составляющие. Синтез, напротив, - ее синхронизация, объединение в
единую структуру.
Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и
проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка. 5. Классификация и категоризация
- психические процессы, имеющие
решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие
объединение единичных объектов в классы, группы, категории.
Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах
деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию,
систематизации добываемых материалов. 6. Высокая концентрация внимания
выражается обычно в двух
основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и
возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие
информации, относящейся к выбранной цели.
Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям
(другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в
быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом). 7. Память
- способность ребенка запоминать факты, события,
абстрактные символы, различные знаки - важнейший индикатор одаренности. Однако
следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше
объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную
информацию.
Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая
и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе
общения с ребенком.
Сфера личностного развития
1. Увлеченность содержанием задачи
. Многие исследователи считают
это качество ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает
эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не
чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в
первую очередь - интересом к содержанию.
Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация может
выявляться путем наблюдений и бесед. 2. Перфекционизм
характеризуется стремлением доводить продукты
любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как
отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются, не достигнув
максимально высокого уровня в выполнении своей работы.
Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении
делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам. 3. Социальная автономность
- способность и стремление
противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на свойственную
дошкольному и младшему школьному возрастам подражательность, это качество также
присутствует и характеризует степень детской самостоятельности и независимости
- качеств, необходимых и юному, и взрослому творцу.
Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она
противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать
нетрадиционно, оригинально. 4. Лидерством
называют доминирование в межличностных отношениях,
в детских играх и совмест-ных делах, что дает ребенку первый опыт принятия
решений, что очень важно в любой творческой деятельности.
Не всегда, но часто является результатом интеллектуального превосходства.
Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с
другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками,
принимает на себя ответственность. 5. Соревновательность
- склонность к конкурентным формам
взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений -
важный фактор развития личности, закалки характера.
Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности,
предполагающей конкурентные формы взаимодействия. 6. Широта интересов
. Разнообразные и при этом относительно
устойчивые интересы ребенка не только свидетельство его одаренности, но и
желательный результат воспитательной работы. Основой этого качества у
высокоодаренных являются большие возможности и универсализм. Широта интересов -
основа многообразного опыта.
Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга
видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах. 7. Юмор
. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное
в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта
способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством
одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.
Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, легко можно обнаружить как их
наличие, так и отсутствие.
Как оценивать
Для оценки воспользуемся методом полярных баллов. Каждую характеристику
потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале:
5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется
часто в различных видах деятельности и поведения;
4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом
противоположное ему свойство проявляется очень редко;
3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности
уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное
оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное
оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективен, если
воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению
отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей. Поставленные отметки (либо
среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких
педагогов) можно представить графически. Идеальный результат - два правильных
семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается
звездочка сложной конфигурации. График делает информацию более наглядной, дает
представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу
(график 1). |