I. Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей
Карта интересов для младших школьников
Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную
информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь,
даст возможность более объективно судить о способностях и о характере
одаренности ребенка.
При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду,
что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы
у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но
это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях
и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.
Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и
склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между
ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности
выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой
или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой
его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают
как индикатор способностей и одаренности - с одной стороны, как отправная точка
- с другой.
Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной
методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо
заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция.
Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не
потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в
течение короткого времени.
Инструкция для детей
В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на
вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1,
ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если
то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак "-"; если нравится
- "+", если очень нравится, ставьте "++".
Бланк ответов
Дата ___________ Фамилия, имя_________________
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
Инструкция для родителей
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития
способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается
35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не
занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими
детьми того же возраста. На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы
помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о
чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в
клетке - "-"; если нравится - "+"; очень нравится -
"++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте
данную клетку незаполненной.
Бланк ответов
Дата ___________ Фамилия, имя ребенка_________________
Дата _____Фамилия, имя диагностируемого_________________статус____________
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
Лист вопросов
Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."
1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы,
повести;
3) петь, музицировать;
4) заниматься физкультурой;
5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8) играть с техническим конструктором;
9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;
10) самостоятельно рисовать;
11) играть в спортивные, подвижные игры;
12) руководить играми детей;
13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
14) ходить в магазин за продуктами;
15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и
др.;
16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами
художественного творчества;
25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные
телепередачи;
26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить,
доказывать свое мнение);
27) ухаживать за домашними растениями;
28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и
т.п.);
29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
31) участвовать в постановке спектаклей;
32) заниматься спортом в секциях и кружках;
33) помогать другим людям;
34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на
семь сфер:
математика
и техника (1-й столбик в листе ответов);
гуманитарная
сфера (2-й столбик);
художественная
деятельность;
физкультура
и спорт;
коммуникативные
интересы;
природа
и естествознание;
домашние
обязанности, труд по самообслуживанию.
Данная
методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и
коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень
полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью
легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно
сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и
особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность
испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во
всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может
наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует
вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.
Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к
изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по
крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также
сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более
объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для
коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями. |