Учитель
должен:
быть
доброжелательным и чутким;
разбираться
в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и
интересы;
иметь
опыт работы в учреждениях для детей младшего и дошкольного возраста (в том
числе и со своими собственными детьми);
иметь
высокий уровень интеллектуального развития;
иметь
широкий круг интересов и умений;
иметь
помимо педагогического еще какое-либо образование;
быть
готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением
одаренных детей;
иметь
живой и активный характер;
обладать
чувством юмора (но без склонности к сарказму);
проявлять
гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному
самосовершенствованию;
иметь
творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
обладать
хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
иметь
специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть
готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Опрос
группы учителей с целью выяснить, какие педагогические качества они считают
наиболее важными для работы с одаренными детьми. Анализ ответов показал, что в
принципе мнения учителей совпали с критериями отбора, предусмотренными в
программе. Среди названных учителями необходимых качеств были: расположенность
к детям, теплота, чуткость, чувство юмора, энтузиазм, непредубежденность,
уверенность в своих силах, энергичность и высокий интеллект.
Другие критерии отбора учителей
Критерии,
используемые в программе для отбора учителей, представляются достаточно обоснованными.
Вместе с этим следует помнить, что одаренность в этой программе понимается
исключительно как одаренность интеллектуальная. Следовательно, при более
широком понимании одаренности требуются другие критерии отбора.
Позитивная
Я-концепция
Позитивная
Я-концепция является одним из важнейших качеств учителя, работающего с
одаренными детьми. Многие исследователи и психологи убеждены, что позитивная
Я-концепция учителя прямо связана с его доброжелательным отношением к детям.
Вполне очевидно, что учитель, обладающий низкой самооценкой, может быть легко
поставлен в трудное положение смышленым ребенком, даже если ему всего 4 года
от роду.
Дороти
Сиск, рассуждая о важности Я- концепции, писала: «Все больше педагогов начинают
понимать ее большое значение... Я-концеиция может открывать перед личностью
новые горизонты, а может и навсегда плотно захлопнуть дверь, ведущую к новым
перспективам развития». Хотя Сиск имела в виду одаренных детей, мысль,
содержащаяся в ее словах, справедлива и в применении к учителям и родителям
этих детей.
Целеустремленность
и настойчивость
Если
принять точку зрения Рензулли, полагавшего, что одаренность нельзя
устанавливать по какому-то одному критерию, например интеллектуальному
развитию, и что она проявляется в определенном наборе взаимосвязанных качеств,
го можно утверждать, что и критерии для отбора одаренных учителей должны быть
соответствующими. Согласно Рензулли, этот набор качеств включает:
а)
интеллект выше среднего (но не обязательно самого высокого) уровня;
б)
настойчивость и целеустремленность;
в)
творческое начало.
Итак,
учитель, работающий с одаренными детьми, должен проявлять настойчивость,
целеустремленность и обстоятельность. Действительно, тот учитель, который с
легкостью перескакивает от одной системы или методики обучения к другой и не
пытается до конца раскрыть возможности ни одной из них, вряд ли может
рассматриваться как желательный кандидат в наставники для одаренных детей.
Здесь же можно добавить, что учителя должны постоянно стремиться к пониманию и
удовлетворению интересов и запросов детей, обладающих неординарными
способностями. Бишоп отмечал, что хороших учителей, работающих с одаренными
детьми, отличает сильное стремление к достижению поставленной цели или, по
нашему определению, высокая целеустремленность и настойчивость.
Зрелость
Зрелость
не тождественна возрастной категории и, по определению толкового словаря,
означает «достигаемое в процессе развития состояние полного раскрытия
способностей». Следует отметить, что, хотя, согласно программе, опыт работы не
включается в число критериев отбора, ее авторы все же считали возможным
воспользоваться услугами именно опытных, хорошо проявивших себя учителей. Хотя
опыт работы и не является гарантией зрелости, практика показывает, что
неопытные учителя обычно не готовы работать по специальной программе,
разработанной для одаренных дошкольников.
Характерной
чертой профессионально и эмоционально зрелых учителей является то, что они
всегда четко осознают свои цели и задачи. Такие специалисты внушают
уверенность своим подопечным и вызывают глубокое уважение к себе со стороны
своих коллег. Они не опасаются одаренных детей, а, наоборот, с готовностью
принимают вызов со стороны последних. Зрелые учителя обладают обширными
знаниями и опытом в применении методик и стратегий обучения, всегда могут найти
нужный подход к любому ребенку.
Эмоциональная
стабильность
Это
качество учителя самым тесным образом связано с позитивной Я-концепцией,
гибкостью и хорошим физическим здоровьем. Как показывают наблюдения, учитель,
ощущающий груз нерешенных проблем личного характера, обычно бывает не самым
лучшим наставником для любого ребенка, и особенно для одаренного, так как
проникновение в сложный характер такого ребенка, понимание его особых
интересов и потребностей требует больших эмоциональных затрат, а это тяжелая
нагрузка даже для людей с устойчивой нервной системой. Одаренные дети нуждаются
в достойных образцах для подражания, поэтому учителям таких детей необходимо
быть собранными и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами.
Чуткость
Еще
одним важным качеством, которым должен обладать учитель, является чуткость, то
есть чувствительность к переживаниям и потребностям других. Это качество имеет
особое значение при обучении одаренных детей, которые весьма ранимы и
чувствительны. Зачастую они склонны ставить перед собой непосильные задачи и,
когда не удается их разрешить, сильно огорчаются. Сложности, возникающие при
взаимоотношениях и непонимании окружающих, также весьма остро воспринимаются
ими. Учителю, работающему с такими детьми, очень важно уметь вникнуть в
причину их беспокойств и помочь справиться со своими чувствами. Подобный вид
поддержки помогает детям развивать свои способности и одновременно успешно
справляться с встающими перед ними проблемами.
Способность
к индивидуализации обучения
Учитель
одаренных детей должен уметь различать индивидуальные черты в способностях
своих воспитанников и, соответственно им, видоизменять процесс обучения. Если
даже учитель работает с достаточно однородным классом одаренных учеников, то и
в этом случае уникальные способности и потребности каждого из них требуют
особого подхода. В большинстве случаев, однако, одаренные дети находятся в
общей массе учащихся, и поэтому диапазон индивидуальных различий здесь
особенно велик.
Роль
родителей в обучении одаренных детей
Вполне
очевидно, что участие родителей и семьи в целом является важнейшим элементом в
деле обучения одаренных детей. В задачу же учителя входит не только признание
этого очевидного факта, но и умение выработать эффективные пути совместной
работы. |