Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей
составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи
взрослых, в особом внимании и руководстве. Сегодня остро встает вопрос
об индивидуализации обучения для талантливых и одаренных детей через
разработку индивидуальной образовательной траектории уже в начальной
школе.
Индивидуальная образовательная траектория младшего школьника
предполагает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также
разработанный способ его реализации [1].
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного
маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Невозможно определить этот
маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. ИОМ должен
отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью ИОМ
происходит своевременная коррекция педагогического процесса.
Содержание ИОМ определяется комплексом факторов:
• особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его
родителей в достижении необходимого образовательного результата;
• профессионализмом педагога;
• возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности учащихся;
• возможностями материально-технической базы учреждения.
Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:
- осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и
значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации
младшего школьника;
- осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащегося;
- организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.
Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту в начальной школе основана на следующих принципах [2]:
- индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному
процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя;
- программы дополнительного образования, факультативов по предметам,
научное общество учащихся, позволяющих реализовывать образовательные
потребности обучающихся, их родителей;
- качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья.
В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение учащегося.
Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута
становится выбор линии (пути) движения учащегося к поставленной цели.
Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий
самореализации личности. Задача школы – предоставить ребенку широкий
спектр образовательных услуг, которые могут в полной мере реализовать
формулу "хочу-могу-есть-требуют".
Этапы индивидуального образовательного маршрута
ДИАГНОСТИКА
|
"Что я должен знать и уметь"
|
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
|
"Что я хочу знать и уметь"
|
ОСМЫСЛЕНИЕ
|
"Что я могу"
|
РЕАЛИЗАЦИЯ
|
"Как я буду идти
к поставленной цели"
|
ОЦЕНКА И КОРРЕКТИРОВКА
|
«Чему я должен научиться и
что мне нужно доработать"
|
Приложение 1
Индивидуальный образовательный маршрут
Морозова Артема на 2010-2011уч.г.
|
Рефлексия
|
Психолого-педагогическая поддержка, кураторство
|
Диагностика, анализ
|
Знаю-умею-достиг
1.Хороший уровень знаний по математике и окружающему миру.
2.Особый интерес вызывает проблема здоровья человека.
3.Умею писать небольшие доклады, делать презентации, пользоваться Интернет.
4.Мои результаты:
ü 1 место в городском конкурсе рисунка "Нижегородский край – моя Родина",
ü 1 место в городском конкурсе творческих работ "Учительница первая моя",
ü 1 место во Всероссийской дистанционной викторине "Потерянный мир",
ü 3 место во Всероссийской дистанционной викторине "В мире сказок",
ü 1 место во Всероссийской дистанционной викторине "Занимательная математика"
|
Психолого-педагогической службой выявлены виды одаренности обучающегося: социальная, креативная.
Задачи куратора:
1. Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося.
2. Составить ИМ с учетом интересов ребенка.
3. Развивать навыки исследовательской деятельности.
4. Совершенствовать в дальнейшем творческий потенциал и лидерские качества обучающегося.
|
Проектирование
|
Хочу узнать – научиться-достичь
1.Заниматься исследовательской деятельностью в области биологии.
2. Продолжить успешное участие в научно-практических конференциях разного уровня.
|
Для составления ИМ из "Матрицы возможностей" выбираются конкретные виды деятельности:
1. Научно-исследовательская работа в рамках НОУ младших школьников "ЮниС".
2. Решение задач экологической направленности в рамках занятий "Импульс" (отделение "Школы высоких достижений").
3. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам учащегося.
|
Организация
|
Мои шаги в достижении цели
- чтение дополнительной научной литературы по предметам,
- занятие в школе одаренных детей "Импульс",
- работа в НОУ,
- участие в предметных неделях, конкурсах различного уровня, научно-практических конференциях
|
ноябрь
|
декабрь
|
январь
|
февраль
|
апрель
|
- участие во Всероссийской дистанционной
викторине "Таинственный мир растений";
- участие в конкурсе по русскому
языку "Русский медвежонок"
|
участие в предметной неделе по филологии – конкурс необычных сказок
|
участие в предметной неделе по окружающему миру – проект "Скажи наркотикам: НЕТ!"
|
1. участие в игре по математике "Кенгуру",
2. участие в предметной неделе по математике - Математический КВН между 4 классами
|
участие в школьной научно-практической конференции "Старт в науку"
|
- консультации куратора,
- занятия в школе одаренных детей "Импульс" при МОУ "СОШ №7"
|
Мониторинг и анализ
|
Узнал – научился – достиг
1.Мои победы:
- 1 место во Всероссийской дистанционной викторине "Таинственный мир растений";
- 1 место в школьной научно-практической конференции "Старт в науку"
2. Мои открытия
– написание научной работы "Есть или не есть: вот в чем вопрос"
3.Мои достижения: завершил обучение в начальной школе с одной "тройкой" по русскому языку
|
Работа по ИТМ способствовала развитию
интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, позволила ему
достичь хороших успехов в учебной деятельности.
Артем принимал активное участие во всех предметных неделях. В составе команды "Ум2" победил в математическом КВНе среди 4-х классов.
Роль дятла в спектакле "Как Медведь трубку курил" (проект
"скажи наркотикам: НЕТ!") была очень интересно исполнена и произвела на
зрителей прекрасное впечатление.
Сказка "Как винчестер вирусы одолел" заняла 1 место в школьном конкурсе необычных сказок.
Научная работа по биологии "Есть или не есть: вот в чем
вопрос" была признана лучшей в секции "Биология" в школьной
научно-практической конференции "Старт в науку"
|
Список использованной литературы
1. Селевко,
Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и
эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.
2. Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2000
|