Специалисты
единодушно придерживаются того мнения, что учебные программы для одаренных
детей дошкольного возраста должны качественно отличаться от программ,
рассчитанных на детей со средними способностями. При этом подчеркивается, что
эти отличия не сводятся просто к большему объему осваиваемого материала или
более высоким темпам учебно-познавательного процесса. Следует учитывать то обстоятельство,
что одаренные дети представляют собой совершенно особую часть детского
населения, которой требуется индивидуализированное обучение.
Необходимость
составления специальной программы обучения для одаренных детей давно
обоснована специалистами в области образования. Более четверти века назад было
опубликовано сообщение по этому вопросу педагогов Сампшена, Норриса и Термена.
Они отмечали, что необходимо уделять больше внимания развитию у детей
творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления,
социальной адаптации, социальной ответственности и качеств бескорыстного
лидерства. Таким образом, для специалистов было ясно, что специализированное
обучение одаренных детей влечет за собой мероприятия, далеко выходящие за рамки
простого расширения обычной программы обучения или включения в него заданий из
программ, предназначенных для детей старшего возраста.
Гораздо
позже Рензулли, обсуждая качественные особенности обучения одаренных детей, писал,
что содержание их учебной программы должно:
а)
выходить за рамки общепринятой программы;
б)
учитывать специфику интересов учащихся;
в)
соответствовать их стилю усвоения знаний;
г)
не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной
изучаемой темы. Перечисленные критерии вполне применимы как к дошкольному курсу
обучения, так и к учебным планам для начальной и средней школы. Далее Рензулли
подчеркивал, что важную часть всех программ для одаренных детей составляет
систематическое развитие когнитивных и аффективных процессов, благодаря
которым эти дети попадают в сферу наших интересов.
Согласно
Каплан, «специализированная программа для одаренных малышей должна отражать те
особенности, которые отличают их от сверстников со средними способностями».
Далее она отмечает, что в специальной литературе, посвященной особенностям
обучения одаренных детей, основными целями являются развитие творческого
мышления и процессов решения задач и расширение области познания детей. Каплан предложила
следующую методику специального обучения маленьких одаренных детей.
Поле
деятельности.
Учащиеся
поставлены в такие условия, при которых предлагаемый им материал качественно
выходит за рамки общепринятой учебной программы и содержит что-то новое или
оригинальное.
Возможности:
учащимся
дана возможность более глубоко вникать в задания из обычной учебной программы
на основе предоставления дополнительного времени и материалов, более широкого
поля деятельности и возможности самостоятельного исследования.
Развитие.
учащиеся
занимаются по такому курсу обучения, который, прежде всего, отвечает их интересам
и потребностям.
Говоря
о надеждах, возлагаемых на одаренных детей, и о том, насколько они выше тех
надежд, которые связываются с детьми «среднего» уровня, Мейкер писал, что
программа обучения для первых должна:
а) быть ускоренной, усовершенствованной и
усложненной;
б) качественно превосходить обычный курс
обучения;
в) корректироваться самими учениками;
г) способствовать развитию абстрактного
мышления применительно ко всему учебному материалу.
Качество
и уровень ресурсов, использующихся при обучении одаренных детей, должны
существенным образом отличаться от стандартных.
Развивая
свою мысль об особенностях учебно-воспитательного процесса для одаренных детей,
Мейкер утверждает: «Этим маленьким ученикам вполне под силу:
а)
эффективно использовать учебное время для повышения уровня своих знаний;
б)
достигать больших глубин в мыслительной и исследовательской деятельности;
в)
получать новую информацию, новые идеи и достигать новых результатов;
г)
демонстрировать индивидуальные достижения в когнитивной и эмоциональной
сферах;
д)
подниматься до уровня новых обобщений;
е)
достигать более высоких уровней мышления;
ж)
создавать и апробировать на практике свой собственный метод исследования».
Галлахер предложила следующие направления дифференциации процесса обучения
одаренных детей:
содержание
предлагаемого одаренным детям материала должно быть изменено в сторону усложнения
и большей абстрактности;
методика
представления этих материалов должна быть также изменена;
сама
учебная ситуация должна быть изменена (в частности, это может быть достигнуто
путем помещения ребенка в другие условия обучения, с тем чтобы он имел
возможность общаться с детьми, имеющими аналогичные способности) путем
ускоренного прохождения материала, использования иной концептуальной модели,
посредством мероприятий административно-организационного характера (создание
комнат, в которых содержатся учебно-познавательные и подсобные материалы,
специальных классов, а также организация групп продленного дня).
В
своей статье, вышедшей в 1982 году, Рензулли, Смит и Рейс описывают
разработанную ими стратегию работы с одаренными детьми, которую они назвали
«уплотнением» программы обучения. Свою работу эти исследователи начинают с
напоминания о наиболее распространенных трудностях, с которыми могут столкнуться
одаренные дети: «Этим детям часто преподают то, что им уже хорошо известно, в
то же время даже в случае дифференцированного обучения этих детей могут
возникнуть досадные пробелы в их образовании». Учитывая эти возможные
последствия, Рензулли и его коллеги предложили систематизированный план по
рационализации стандартного курса обучения и приданию ему большей компактности
и лаконичности. Проведение в жизнь предложенного мероприятия даст возможность
одаренным детям не скучать на занятиях, особенно на тех, которые посвящены
развитию базовых навыков и знаний, и гарантирует приобретение детьми знаний,
наиболее существенных для их будущего. Согласно авторам статьи, для
рационального уплотнения программы требуется выполнение двух условий:
тщательная диагностика и
доскональное знание содержания и целей преподаваемого предмета.
Современные средства диагностики дошкольников позволяют анализировать уровень
подготовки в таких базовых дисциплинах, как математика, готовность к чтению
(или само чтение) и речь. Тщательный диагноз помогает учителям уплотнить
программу обучения, что в свою очередь дает возможность одаренным детям более
эффективно и экономично использовать учебное время и одновременно заниматься
тем, к чему у них больше склонностей. В результате обогащение содержания и
ускорение процесса обучения достигаются одновременно. Вместе с этим Рензулли,
Смит и Рейс предупреждают, что нельзя делать вывод о склонности ребенка к
какому-то определенному предмету только потому, что он дается ребенку легче,
чем другие. Вполне очевидно, что одаренным малышам должна быть предоставлена
возможность испробовать себя в самых различных областях знаний и видах
деятельности.
Другого
мнения придерживается Уорд, который считает, что традиционное образование
играет важную роль в развитии одаренных детей, способствуя развитию
внеинтеллектуальных качеств личности. Вместе с тем слова Уорда вовсе не
означают, что на обычной школе не лежит ответственность по выявлению и
развитию талантов. Уорд всего лишь подчеркивает, что более пристальное
внимание к ярким проявлениям таланта в какой-либо области может быть уделено
наставниками и воспитателями во внешкольных занятиях.
Марленд
в одном из своих отчетов писал, что для одаренных и талантливых детей,
безусловно, требуются специальные образовательные программы. Разработка четко
дифференцированной учебной программы—трудная задача, однако ее решение создает
условия для повышения качества учебной деятельности, о чем свидетельствуют
результаты практического опыта.
Пассов
предложил семь принципов специализации учебных программ, применительно к
одаренным и талантливым детям разного возраста.
1.
Содержание учебной программы для одаренных и талантливых детей должно предусматривать
детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые
интегрируют знания со структурами мышления.
Учебная
программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие
продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что
позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
Учебная
программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность
приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой
информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
Учебная
программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и
свободное использование соответствующих источников.
Учебная
программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и
самостоятельность в учебе и развитии.
Учебная
программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их
сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой
и т.д.
Учебная
программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии
с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным
мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому
мастерству.
Эти
принципы призваны помочь специалистам, занятым в области обучения одаренных и
талантливых детей, вырабатывать решения, направленные на максимальную емкость
учебного процесса. На традиционный вопрос: «Может ли такая учебная методика
быть полезной для всех детей?» — Пассов в свою очередь отвечал тремя
вопросами: «Захотят ли все дети заниматься по такой системе? Смогут ли все
дети участвовать в таком учебном процессе? Добьются ли они успехов, обучаясь
подобным образом?» Если на эти три вопроса последуют утвердительные ответы, тогда
предложенная методика обучения не будет являться специализированной и
предназначаемой только для одаренных детей. Пассов предложил три стратегии
специализации обучения. Первая из них связана с ускорением; одаренные учащиеся
способны быстрее осваивать учебный материал, чем это делают их сверстники со
средними способностями. Ускорение, однако, таит в себе некоторые опасности,
именно поэтому Пассов предостерегает по поводу того, что у одаренных детей
может не хватить времени «для тщательного обдумывания, рефлексии и обыгрывания
идей, а также для творчества». Кроме того, ускоренное прохождение материала может
лишить детей возможности делать выбор. Вторая стратегия предполагает
стимулирование одаренных детей на углубленное проникновение в изучаемый материал
при более широком его охвате. Третья стратегия связана с качественно иным
обучением, то есть учебную программу составляет принципиально новое содержание,
не являющееся ни продолжением, ни более широким изложением материалов,
включаемых в общепринятые учебные программы.
Поясняя,
в чем специфические особенности программы для одаренных дошкольников,
разработанной в университете штата Иллинойс, Карне, Шведел и Уильяме отмечают,
что эта программа предусматривает:
знакомство
с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;
поощрение
глубокой проработки выбранной темы;
осуществление
учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее
установленной жесткой последовательностью;
акцентирование
более сложных видов деятельности, требующих абстрактных понятий и мыслительных
процессов достаточно высокого уровня;
большую
мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;
более
высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;
предоставление
широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;
поощрение
творческого и продуктивного мышления;
воспитание
умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;
создание
эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.
|