1. Закон жизни и смерти.
Человек должен
осознать смысл своей
жизни и понять
смысл истории человечества.
2. Закон истины.
Истина - это
то, что является
главной ценностью в
жизни и считается одновременно
предметом поиска. Ради неё можно жить и умирать.
3.Закон цели и средства.
Цель - это идеальный результат, предмет устремлений человека. Средства –
это то, при помощи чего человек идет к
своей цели. Человек должен решить для себя:
оправдывает ли цель средства, которые он использует на пути к ней.
4. Закон выбора
Выбор - это направление воли человека в сторону того или иного варианта.
Выбор это работа разума, сердца,
совести, направленная на достижение конкретного
результата. Выбор совершает человек, народ, государство.
5. Закон взаимосвязи.
Взаимосвязь - это осознание того, что от выбора зависит судьба того, кто
его делает и жизнь других людей. Любое действие предполагает новое действие и имеет
свои причины и последствия.
6. Закон главного и
второстепенного.
Забота о главном — это черта мудрости. Отличительная особенность
главного в том, что оно является
фундаментальной основой для всего остального. Второстепенное влияет на события
и человека косвенно. Суть закона сводится к тому, чтобы побудить человека концентрироваться на главном, а не на
второстепенном. Главное - видеть главное.
7. Закон пути и платформы.
Платформа это основание, на котором стоит человек, определяющее его систему
взглядов, принципов, ценностей, а путь - это способ движения по этой платформе.
8. Закон побуждения
к добру и злу.
У добра и зла разные клинки. Побудители к добру и злу тоже разные: люди, книги,
события, болезни, мысли о смерти, обстоятельства, идеи и т.д. Главное выявить,
что для человека явилось толчком в сторону добра или зла.
9. Закон испытания.
Испытание проверка на прочность выбранных ценностей, сопряженное с определенными трудностями, проверяющими на
прочность выбранные ценности и их
действия.
10. Закон накопления.
Каждый человек что-то берет от общества, людей, государства и что-то возвращает. Накапливать можно все: деньги, книги,
материальные и духовные блага, вечные ценности и т.д. Главное - что для
человека важнее: брать или отдавать, право или обязанность, благополучие
или долг, богатство или добрая память. В
конечном счете, накопленное или отданное другим составляет содержание
жизни человека, создает человек или разрушает. 11. Закон вечности
Его суть сводится к тому, чтобы определить, что из деяний человека
переживет самого человека, а что сотрется временем.
Используя памятку № 8 можно дать нравственную характеристику историческим личностям на основе детального анализа
их жизни, применяя к ним эти законы.
Памятка может использоваться как частично, так и полностью. Для таких
масштабных личностей как Наполеон и Кутузов, Гитлер и Сталин, Дмитрий Донской и
Мамай, Андрей Рублёв и Сергии Радонежский, Николай II и Ленин и
т.д. она
применяется в полном объеме. А для людей, которые играют эпизодическую роль в истории можно показать
действие некоторых из этих законов. Например,
генералы Корнилов, Алексеев, Рузский предали Николая II, нарушив присягу
своему императору, и не прожили после своего предательства больше двух лет.
На этом факте можно показать, как в истории действует закон выбора и закон взаимосвязи. Творения Андрея Рублева попадают под
действие закона вечности. А вот знаменитость Герострата - героя с отрицательным
знаком можно показать на анализе закона о цели и средствах.
Подобного рода задания помогут ученикам увидеть разный тип величия в истории человечества: физическое,
профессиональное, творческое и нравственное. Учащиеся поймут, что некоторым
личностям, например, Александру Невскому, Дмитрию Донскому, Федору Ушакову и другим удалось соединить в себе
несколько типов величия, а такие люди,
как Чингисхан, Наполеон, Гитлер, Александр Македонский стремились к силовому имперскому величию.
Главное, чтобы ученик
анализировал свои наклонности в ту или иную сторону, зная результаты, к которым пришли люди с разной величиной.
Применяя эти памятки, учитель использует разные типы вопросов и заданий,
ориентированных на нравственный поиск. Первый тип вопросов соединяет в себе
новую информацию и нравственное осмысление. Вот как они выглядят, например:
Что означает надпись на чаше, сделанной печенегами из черепа Святослав: «Чужое ища - свое потерял»?
Что символизирует надпись на древнем колоколе «Зову живых – оплакиваю мертвых»?
Как повлияла деятельность Шостаковича на блокадников в Ленинграде
Почему Андрей Рублев не подписывал свои произведения автографами, в то время как сейчас все художники пытаются узаконить
свое авторское право?
Может ли царь быть святым?
Что такое храмы на крови и зачем они строились на Руси и в каких местах?
Имеет ли народ право на
революцию?
Что общего и различного в
иконописи и живописи'?
Как совместить гений и злодейство? Можно ли Гитлера назвать великим человеком?
В чем смысл надписи на могиле Гапона: «Ты жил только для себя и потому нет тропинки к твоей могиле»?
- Кто был большим
патриотом в гражданской войне: белые или красные?
Другой тип
вопросов подразумевает демонстрацию своей
нравственной позиции
и начинается со слов «Согласны ли вы». Например:
Согласны ли вы с утверждением Л. Гумилева, что на Руси не было монголо-татарского
ига?
Согласны ли вы с целями и методами опричнины Ивана IV?
Согласны ли вы с содержание петровских реформ?
Согласны ли вы с идеями анархизма, пацифизма, интернационализма?
Согласны ли вы с мнением ряда историков о том, что Россия начала XX века была «тюрьмой народов»?
Согласны ли вы с мнением западного ученого Кьезы, о том, что Россия не имеет
будущего?
Третий тип вопросов ставит на повестку дня решения проблем, которые поставила история перед людьми в ту или иную эпоху
и как эти проблемы решили бы ученики, находясь, они в тех условиях. Например:
Приняли бы вы участие в декабристском восстании и на чьей стороне в
1825?
Чтобы вы сделали, если бы оказались в центре противостояния «белых» и «красных»
в годы гражданской
войны 1918 -1920
годов? К кому
бы вы присоединились?
Чтобы вы сделали, если бы вас заставили участвовать в разрушении храмов в
30-е годы XX века в России?
Как бы прошел ваш день, если бы вы готовились к Бородинскому сражению 25
августа 1812 г., будучи простым солдатом?
Пошли бы вы воевать в Афганистан в 1979 году? Был ли бы у вас такой
выбор тогда? и т. д
Таким образом, воспитание нравственности историей носит очень широкий
характер и дает учителю много возможностей в этом направлении. Для усиления эмоционально - чувствительного момента на уроке
можно использовать нестандартные
формы начала урока на материале афоризмов, высказываний, притч. В приложениях к работе есть памятка «Притчи об
истории», которые можно рассказывать
ученикам по мере необходимости на уроке. В следующем разделе будут показаны конкретные технологии нравственного
воспитания на уроках истории на разнообразных видах деятельности учителя
и учеников. |