Как повысить
нравственную значимость школьного урока? Ответ на этот вопрос составляет
основу данного раздела в обобщении педагогического опыта. С моей точки зрения,
не смотря на сложность поставленной задачи на уроке её можно решить
практически, действуя в 3-х направлениях:
1) через самого педагога;
2) через саму историю;
3) через форму подачи материала.
Использование всех направлений в совокупности дает максимальную
эффективность в реализации нравственно-воспитательных целей урока. Если по
каким-то причинам сделать этого нельзя, то любое
из выбранных направлений может стать источником нравственного воспитания.
В широком смысле учитель должен стремиться к тому, чтобы каждый урок по истории стал уроком нравственности, а в
узком смысле, задача учителя сводится
к попытке пробудить в учениках желание нравственного самоусовершенствования.
Сложность данной задачи
объясняется тем, что процесс нравственного воспитания происходит невидимо,
незаметно, в недрах души. Его трудно зафиксировать, продиагностировать. Но
эффективность нравственного воспитания столь
велика, что это необходимо делать на всем протяжении учебно-воспитательного процесса, так как никто не знает,
когда и при каких обстоятельствах ученик проявит свои нравственные
задатки.
Ведущую роль в этом
направлении занимает личность учителя. Как педагог может стать
источником нравственного воспитания? Вправе ли учитель навязывать свою систему ценностей ученикам? Что делать, если
понятия о взглядах на поведение
человека в ряде ситуаций у учителя и ученика не совпадают? На эти и другие
вопросы я попытаюсь ответить в этом разделе.
Стержневой мыслью,
связанной с преподаванием, как главным видом педагогической деятельности
учителя является, с нашей точки зрения, формула В. О. Ключевского: любить то,
что преподаешь и любить тех, кому преподаешь. Вторая часть этой формулы
касается в основном возрастно-оценочных методов. Урочная система не сама цель, не идол, которому раболепно поклоняются,
она должна пониматься инструментально. Урок должен мыслится, как встреча
детей и педагога. Если учащиеся любят своего учителя, то главное, что
происходит на уроке это сама встреча с ним,
содержание которой может стать источником нравственного воспитания.
Воспитание
личностью есть воспитание своим примером. Учащиеся очень внимательны и чутки к самым мельчайшим деталям
человеческой натуры. Характерные речевые обороты, манеры, привычки
одеваться - все это в тонкостях подмечается детьми. Педагог должен стремится к
максимальному раскрытию всех своих
положительных сторон. Нужно уметь привносить себя в класс. Ошибка многих учителей заключается в том, что, входя в
класс, они становятся, как бы другими
людьми, изображая того, кем в действительности не являются. А дети должны видеть в своем учителе живого человека.
Важно, чтобы слова педагога не расходились с его делами или тем, что
преподает учитель.
Русская педагогика
оставила нам в наследство величайшее сокровище педагогической мысли, которое необходимо использовать для формирования в
учениках нравственных качеств,
ценностей. Ниже предлагается текст памятки учителям, составленной на основе русских педагогических идей, воплощенных
в трудах А.Радонежского, К. Победоносцева, С. Рачинского, К. Ушинского,
Н. Ильминского. Вот её текст:
Учитель, ты делаешь великое дело и нельзя его делать с
пренебрежением.
Помни, учитель не тот, кто наставляет словом, а тот, кто
учит делом. Многие учат, но не у всех учатся.
Плодотворно то
образование, которое не
только развивает ум,
но и облагораживает сердце.
Настоящее учение
совершается тогда, когда ученик понимает, для чего он учится.
Помни, учитель: то,
что есть в ученике — важнее всего, то необходимо и развивать.
Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает.
Будь внимателен к
ошибкам ученика, через них можно понять, что умеет ученик, к чему он
способен и что может расти в нем дальше.
Дело учителя - дать
работу уму, сердцу, воле, умению каждого ученика и вслед за
этим требовать
добросовестного исполнения работы,
какую способен понять и сделать ученик.
Учитель знает, что
ученик глубже своего сознания, проницательней своего мышления,
могущественнее своего рассудка, богаче своего разума.
А вот как выглядят
педагогические заповеди В. А. Сухомлинского для достижения положительных
результатов на уроке. Вот некоторые из них:
Береги, щади неприкосновенность, уязвимость каждого
человека.
Знай, что твое
неразумное слово может обидеть, уязвить, огорчить, вызвать смятение, потрясти,
ошеломить.
Нельзя смешивать
человеческие слабости и зло. Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со
злом – значит, самому быть безнравственным.
Большое зло уничтожать достоинство другого человека,
считать себя личностью,
заслуживающей уважения, а
другого человека «мелкой пылинкой».
Дорогим для тебя
должно стать не «моё»,
а «наше», т. е. ценности, принадлежащие обществу,
созданные обществом для счастья и радости всех, каждой личности.
Третья памятка
составлена на основе трудов А. Макаренко, С. Шацкого, Я. Корчака и В.
Сухомлинского и отражает совокупность поощрений и наказаний, которые
использует учитель в своей деятельности. Вот каковы её положения:
1. Нельзя
переоценивать роль поощрения
и наказания в
воспитательном процессе
2. Использование
поощрений и наказаний эффективно только в сочетании с методами убеждениями и организации жизни и
деятельности детей.
3. Ведущим может быть метод поощрения,
вспомогательный - наказания.
Поощрения и наказания должны быть индивидуальными, учитывать возрастные, половые особенности, сложившуюся психолого-педагогическую ситуацию.
Имеется большой
перечень ситуаций, когда поощрения и наказания не могут
быть применены (нельзя
наказывать, если ученик
осознал свою ошибку).
Наказание должно
происходить по следующей формуле: «наказываю тебя не потому, что
ненавижу, а потому, что люблю».
Следующая памятка
адресована учителям истории и носит, как и все вышеизложенные,
рекомендательный характер. Составлена она на основе педагогического опыта различных
воспитательных систем, учитывая нравственное содержание педагогического
процесса.
|