Существует и другая возможность воспитывать нравственные качества в учениках,
которая связана с содержанием изучаемого учебного материала. Учитывая явные
недостатки современных учебников по истории, которые были рассмотрены выше, огромную роль играет
деятельность учителя на уроке по стимулированию
интереса ученика к изучаемой теме. Чтобы справиться с этой задачей,
необходимо выполнить первую часть формулы В. О. Ключевского - любить историю.
Для этого учитель должен попытаться найти нравственную составляющую на каждом
уроке при изучении того или иного материала, а это значит восполнить дефицит информации нравственно-побудительного
характера на уроке. Побудить у учеников
желание - постоянно размышлять о нравственности - задача не из легких, но
если, учитель хочет добиться желаемого результата, он должен держать учеников в непрерывном потоке событий, поступков, коллизий,
имеющих нравственное содержание.
Задумываясь над ценностями прошлого и проблемами морали людей, живущих в разных исторических эпохах, подростки
начинают оценивать свое поведение,
поступки людей различать мотивы действий, качества личности. Это способствует
формированию нравственных идеалов, пониманию необходимости соглашаться или
отвергать нормы и требования, изучаемые в курсе истории. Чтобы решить
эту задачу необходимо:
изучать шире и
глубже моральные убеждения
людей в процессе исторического развития;
изучать деяния людей;
излагать детальнее факты, упомянутые в учебнике, особенно если они носят воспитательный характер;
включать дополнительные тексты для анализа учениками;
ставить нестандартные вопросы,
включающие одновременно работу сердца, ума и воли учащихся;
нацеливать учеников на
самостоятельный поиск трудных
вопросов и ответов на них, которые уже дала история;
составлять совместными усилиями
памятки-наставления, в которых систематизируется
исторический опыт анализа нравственных качеств;
поощрять внеурочные
виды деятельности, связанные
с расширением кругозора учащихся.
Для того, чтобы успешно
справляться с этими направлениями деятельности, необходимо производить процесс воспитания историей в определенной
системе. Учитывая разнообразие в
подходах и методике исторического исследования и изучение исторических
событий, автор данной работы пришел к мысли о создании ряда
памяток-рекомендаций для учеников, с помощью которых можно упорядочить их деятельность на уроке, придать изучению истории
системные элементы и одновременно дать алгоритм для поиска решения
воспитательных задач. Текст этих памяток будет приведен ниже, а каждая памятка
будет содержать необходимые комментарии при её использовании на уроке.
Памятка № 1. Заповеди истории.
Помни, что история дана в наставление, пойми смысл истории, чтобы
понять смысл своей жизни.
Помни, что прошлое
долго для понимания
настоящего, настоящее не совпадает
с прошлым, но прошлое может повториться.
Стремись постичь правду
истории разумом и сердцем.
Знай, что история одна, а оценок истории тысячи, меняется не история, а
её оценка.
Отличай факт от мнения, гипотезу от истины.
Не искажай историю в своих
целях.
Помни, что в истории нет ничего случайного, ненужного, забытое - это
тоже история.
Стремись к познанию мировой истории, она - часть истории твоей страны.
Стремись к познанию отечественной
истории, она часть твоей истории.
Почитай свою
родословную, там твои корни.
Использование данной памятки применимо к любому содержанию учебников истории,
к любым сообщениям исторического характера, к любым точкам зрения, встречающимся в исторической литературе. Эту
памятку целесообразно зафиксировать с
учащимися на первых уроках в начале учебного года в 9 -11 классах. Если ученики научатся ею пользоваться, то
они получат возможность разобраться в
хаосе исторической информации и проводить самостоятельную работу по добыванию и оцениванию разного рода
исторических знаний.
Памятка «Заповеди истории» помогает учащимся понять как правильно ориентироваться среди исторического материала, что
вооружает их умением извлекать уроки из прошлого, обрабатывать исторические
факты, исходя из собственной системы
ценностей, не стать заложником чужого мнения, включая в работу свой
разум и свое сердце, что в последствии повлияет на формирование собственной позиции.
Памятка № 2. Мораль истории.
История - это компас во времени.
Кто поймет время, тот поймет
себя самого.
История может воспитывать
только правдой.
История позволяет увидеть
издалека то, что скоро окажется вблизи.
Нельзя знать все, мудрость - это знание не многого, но самого главного. Великое счастье – знать, откуда ты и куда ты
идешь.
Цель истории - воскресить, сохранить, дать увидеть,
услышать и понять наше материальное и духовное наследие.
Разным народам в разные исторические времена поручено раскрыть разные стороны истины.
История не учит, у неё учатся.
История должна служить самой высокой науке - умению жить на земле любя, созидая и помня.
Нельзя подать в
суд на свое прошлое, надо отвечать за свое
настоящее.
Исторический
дар это не
только великое наследие,
но и великая ответственность.
Опыт прошлых
поколений помогает отличить истину от фальши, красоту от безобразия, вечное от тленного.
История
существует для понимания
своего настоящего и
создания будущего.
Появление памятки «Мораль
истории» отвечает следующим требованиям:
найти нравственную составляющую в истории для всех изучаемых событий и уроков;
показать на
ценность нравственного опыта
народов, эпох, личностей, религий, культуры
и т.д., который
является связующим звеном
между
поколениями и лично с живущими в
настоящее время,
побудить учащихся искать ответы на нравственные вопросы, связанные с их
жизнью, используя положительный и отрицательный опыт прошлых веков с поиском
своего пути.
Такая памятка поможет ученикам бережно относится ко всему изучаемому и несет установку выявления для каждого ученика того
набора ценностей, которые возьмет он с
собой, как опыт истории в свое настоящее и будущее. Это сделает их «соучастниками» событий, которые они изучают,
пытаясь понять, почему история развивалась так, а не иначе.
Памятка №3. История как понятие.
ИСТория всегда обращена к
ИСТине (правде).
ИСТория ищет начало (ИСТоки).
3. У любой ИСТории
есть свой ИСТочник.
ИСТория это зеркало для
ИСТориков.
ЧИСТота нашей жизни - вот лучшее усвоение уроков ИСТории.
Тайные ИСТории не мыслимы без поИСКа.
Памятка №3 помогает учителю включить ребенка в познавательный процесс, нацелить его на те или иные действия, связанные с
изучением истории. Эти действия в
основном связаны с поиском исторической правды, новой информации, которая
не лежит на поверхности и которую надо добыть, поработав с источниками. Эта
памятка как бы уточняет, в каких координатах находится исследователь, если он хочет разобраться в сущности изучаемого. В памятке
показано как слова «история», «исток», «источник», «истина», «поиск»
близки по смыслу, но имеют различное
назначение.
Памятка № 4. Мысли об истории
1. Глядя в историю,
словно в зеркало,
я стараюсь изменить
к лучшему собственную жизнь
и устроить её
по примеру тех,
о чьих доблестях рассказываю.
Плутарх (2.30.16.)
2. История есть священная книга народов, зеркало их
бытия и деятельности, скрижаль откровений
и правил, завет
предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и
пример будущего.
Н.М.Карамзин (1.10.30.)
3. История есть
ключ к пониманию народов.
П. Я. Чаадаев (11.46.40.)
4. История души человеческой едва ли не любопытнее и
не полезнее истории целого народа.
М. Ю. Лермонтов (2.4.15.)
5. История не упрекнет вас злом, которое и до нас
существовало, она накажет нас за собственные злодеяния.
Н. М. Карамзин (1.10.40.)
6. У наемного историка два зеркала: одно
увеличительное - для своих, другое - уменьшительное
- для нас. Но потомство разобьет
вдребезги оба и выставит свое, в котором мы не будем называться
пигмеями.
А.В.Суворов(1.30.113.)
7. Изучение истории превращает юношу в мудреца, не
наделяя его морщинами и сединой, доставляет ему жизненный опыт до того,
как он столкнется со всеми слабостями и немощами преклонных лет.
Фуллер (1.12.64)
8. Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая
предков, узнаем самих себя. Без знания
истории мы должны признавать себя случайностями, незнающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего, мы живем, как и к чему, мы должны стремиться.
В.
О. Ключевский (1.11 375.)
9. Без зачатков положительного и прекрасного нельзя
выходить человеку в жизнь, без
зачатков положительного нельзя пускать поколения в путь
Ф.М.Достоевский(2.46.166)
10. Школой примера является весь мир, а наставники в
этой школе - история и опыт. История абсолютно необходима, чтобы подготовить
нас к усвоению опыта и сопровождать
нас, пока мы приобретаем его.
Болингброк (1.4.13.)
11. История
это не знания,
которые следовали одно
за другим. Она проникновение
в душевный мир других людей, взгляд на ситуацию, в которой они находились их глазами и решение для себя
вопроса, правилен ли был способ, с помощью которого они хотели справится
с этой ситуацией.
Коллингвуд(11.27.137.)
12. Сейчас люди живут
не только в своем пункте, но и во всей стране и не своим веком только, но и всеми столетиями своей истории.
Д.С.Лихачев(11.46.40.)
13. История проходит
через Дом человека, через его частную жизнь. Не титулы, ордена или царская
милость, а самостоянье
человека превращает его
в историческую личность.
Ю. М.Лотман (11.14.1.)
Памятка «Мысли об истории» систематизирует исторические высказывания,
произнесенные в разные эпохи. Приведенные выше фразы свидетельствуют о нравственном смысле истории и раскрывают разные
грани этого смысла. Такую памятку
можно использовать постепенно по мере изучения содержательной части исторического
наследия и применять его либо в качестве эпиграфов к уроку или как аргумент в
пользу воспитательной цели урока.
Так мнение М. Ю. Лермонтова
может быть использовано для изучения любой исторической личности, а фраза Ф. М.
Достоевского может быть применена, для побуждения
извлекать из истории положительный опыт. Афоризм А. В. Суворова прекрасно работает на уроках, где учащиеся
встречаются с откровенной фальсификацией
истории. Ещё лучше эту мысль применить на уроке в 11 классе при изучении вопроса о причинах Великой
Отечественной войне, где в качестве точки
зрения фигурирует мнение другого Суворова - Резуна, бывшего советского сотрудника внешней разведки, бежавшего из СССР на
Запад в годы холодной войны.
Мысль Ю. М. Лотмана можно использовать на уроках, которых затрагивается частная
жизнь людей. А мнение Д. С, Лихачева будет не лишним при обсуждении вопроса об ответственности перед историей за свою
жизнь.
Чтобы побудить учащихся к разрешению вопроса о необходимости своего поиска смысла жизни, лучше всего обсудить фразу В.
О. Ключевского, чтобы ещё лучше
представлять связь времени и связь поколений ушедших и современных.
Данная памятка помогает учителю истории выйти на разрешение воспитательных задач нравственного характера,
затрагивая опыт всех цивилизаций от
древних до современных и подойти к решению этой проблемы с разных сторон. |