Задача учителя истории - дать работу душе ученика, чтобы
опыт времени и предыдущих поколений был
в его руках,
как компас, открыл
дорогу собственному опыту жизни,
провел ученика по следам тех, кто оставил нам после себя тропы своего
времени и своих жизней.
Задача учителя любить историю,
которую ты преподаешь, и любить тех, кому
ты её преподаешь.
Воспитывать историей
- это значит
решать судьбу не
только одного человека,
но и державы в целом.
Научи учеников искать
следы истории, чтобы по ним проникнуть в глубину исчезнувших столетий.
Покажи
ученику, что укрепление Отечества шло рука об руку с его защитой.
Не превращай прогулку
по дорогам истории
в беготню, внимательно рассмотри богатство
исторического наследия на всем историческом пути народов.
Будь наблюдателем прошлого, а не прокурором, научи
детей понимать минувшие эпохи с позиции образа жизни тех народов
и людей, которые ты изучаешь.
Помоги разглядеть в истории поток времени, в который дети должны влиться своими жизнями.
Пробуди нравственным
примером из истории сердце и мысль учеников и дай возможность поработать над своим нравственным выбором.
Помоги понять
ученикам, что опыт истории дан им для размышления над своим настоящим и
будущим.
Будь уважителен к выбору ученика и
его нравственной позиции.
Таким образом, уважение
к истории напрямую
зависит от личности преподавателя. Сошлюсь на
совет, который был дан мне моим учеником в работе на тему: «Чему должна учить история?», Александром Васюхиным. Вот его
вывод: «Предмет будет интересным и поучительным,
и это зависит от того Кто и Как его преподает. При неправильных действиях
со стороны учителя урок
превратится в горы книг и неинтересного материала. Я считаю, что
учитель должен показать, что заниматься историей - это интересное занятие,
чтобы добиться любви к предмету».
В сущности,
деятельность учителя сводится к исполнению простого известного правила: не
навреди и помоги. Чтобы не навредить и помочь, необходимо знать психологию
возраста учеников, которых обучает педагог.
Так как данная работа
в основном строится на обобщении опыта деятельности учителя истории в старшем звене, приведу некоторые
психологические характеристики
учащихся 9—11 классов, которым в основном от 14 до 16 лет.
Важнейшей особенностью
данного возраста является становление самосознания подростков. В
мышлении преобладает рефлективный характер. Происходит
расширение жизненного пространства ребенка. Впервые наступает осознание будущего, появляются жизненные
перспективы. Возникают профессиональные
намерения. В этом возрасте ребенок мало, что воспринимает на веру, проявляет потребность в доказательствах.
Поэтому уроки истории целесообразно
проводить в проблемном ключе, полагаясь на самостоятельную деятельность
учеников по добыванию и оцениванию знаний.
Для этого возраста
характерны две особенности: жажда впечатлений и склонность к общению. Ученики проявляют заинтересованность к новому, неизведанному, пытаясь перенести на себя
впечатления других людей в иных или подобных обстоятельствах. Функция учителя
сводится к грамотному построению урочной
деятельности учеников и в стимулировании их заинтересованности в изучении
предмета, а так же в проблемной постановке ряда нравственных задач.
Склонность к общению и
выражению своих чувств благоприятствует организации и проведению
этического диалога между различными субъектами и объектами на уроке. Как это сделать практически и помочь учащимся
сохранить интерес к предмету и
обсуждаемым нравственным проблемам? Эта тема будет рассмотрена в
следующих разделах работы.
Таким образом,
если педагог искренне любит детей, отдает им себя без остатка, стремится к
живому контакту, воспринимает учеников как личности,- в этом случае предметная
урочная система получает новые силы и возможности.
|