Суть этой технологии сводится к включению в процесс
личного переживания своей точки зрения и её выражение в ритме тренинга каждого
ученика. Тренинг проводится учителем,
обладающим навыками психолога. Учащиеся располагаются в едином круге и
участвуют в обсуждении обозначенной педагогом темы на равной основе. Правила тренинга просты:
учащиеся должны быть максимально задействованы в
тренинговой работе;
каждый участник высказывает только то, что он думает или
чувствует;
все высказываемые точки зрения принимают участие в едином
разговоре;
оценивается только свое
мнение, не допускаются выражения типа; «он не прав», «мой собеседник
ошибается»;
в случае возникновения затруднений участник может
воздержаться от ответа на поставленный вопрос;
учащиеся высказываются
в порядке, который устанавливает руководитель тренинга; говорит один, а
все остальные его слушают.
В ходе тренинга
учащиеся могут работать индивидуально, в парах, в микрогруппе, в больших
группах в зависимости от цели урока и её тематики.
Виды упражнений,
которые выполняют учащиеся, носят разнообразный характер. Темы, выносимые на тренинг должна затрагивать каждого ученика.
Например, учащимся предлагается обсудить проблему будущего российской демократии
на уроке. Вопросы, которые будут обсуждаться, могут быть таковыми:
- Верите
ли вы в демократию, как форму политического режима полезную для России?
(индивидуальная работа)
-
Найдите достоинства и недостатки современной демократии? (работа в парах в форме диалога)
Чего не
хватает российской демократии для
её успешного функционирования?
(работа в микрогруппах)
Возможна ли демократия
в России или России этот политический режим противопоказан? (работа в 2-х больших группах)
-Назовите политических лидеров в стране, которые не
смогли, по-вашему
мнению,
реально улучшить социальную жизнь
людей, используя
демократические методы? (индивидуальная работа)
-Считаете ли вы
себя демократом, и какое
качество вам мешает
жить недемократически? (индивидуальная работа)
Уроки-тренинги
целесообразно использовать при планировании повторно обобщающих уроков.
Таким образом,
содержание педагогических технологий может быть разнообразным при решении
воспитательных задач на уроке. Главное, чтобы и образовательная, и развивающая
цели не отрывались от воспитательной.
Схематически это выгладит так: на уроке должна
быть создана образовательная среда, включающая в себя и познавательную среду, и
творческую среду, и воспитательную.
Познавательная среда:
1) стимулирование
мышления
2) памяти
3) внимания.
Воспитательная среда:
1) создание
комфортной атмосферы в классе
2) свобода,
доброта, понимание
3) уважение к
разным точкам зрения.
Творческая среда:
1) стимуляция
любознательности
2)
наблюдательности
3)
самостоятельности, поисковой деятельности
|