Назначение данной технологии связано с максимальным
воспроизведением реалий изучаемого события,
явления, человека и т.д. Ученики как бы переносятся из современности в те события, о которых идет речь на
уроке. Ученики говорят, чувствуют, мыслят на языке тех, кто является
героем или участником изучаемой эпохи.
Диапазон её очень широк. Главное выполнить одно условие на уроке - создать
атмосферу, изучаемого времени до мельчайших деталей.
Так историю второй
мировой войны можно рассказать языком разных политиков, людей, жертв и т.д. Основная задача учителя грамотно
распределить роли, которые будут обыгрывать ученики. Например, на диспут
о разных причинах и содержании 11 мировой
войны приглашаются учащиеся в различных ролях - Гитлера, Сталина, Рузвельта, Паулюса, узника концлагеря, матери, у
которой убили на войне 3-х сыновей.
Герои могут быть реальными и воображаемыми (например, мальчик, не родившийся на свет из-за гибели матери в
блокадном Ленинграде) и т.д. Каждый
рассказывает свою историю войны и то, как она повлияла на его жизнь.
Учитель оговаривает круг тем, которые будут содержаться в речи приглашенных участников, чтобы не увести
разговор за рамки темы.
Урок можно построить
на воспроизведении трагедии Освенцима, Бухенвальда и показать мучения людей, прошедших эти лагеря
путем детального рассказа о частной жизни людей, прошедших эти места. Учитель
может задать вопрос, действующий на
чувства детей, например, - что, чувствовали люди, оказавшиеся запертые в
Хатыньском сарае и заживо сожженные фашистами, о чем они говорили в последнюю минуту жизни и чтобы вы сказали, если
бы оказались в такой ситуации.
Цель урока - вжиться в
образы ушедшей эпохи, приблизить её к своей жизни и попытаться
почувствовать глубину трагедии людей, живущих в тяжелые времена.
Технология переноса
эффективна в изучении тем, связанных с системой ценностей своего народа. 'Гак перед тем, как изучать древнерусскую культуру,
можно организовать экскурсию в близлежащий храм и познакомиться изнутри
с его архитектурой и элементами внутреннего
убранства. Такой урок можно проводить в самом храме, где атмосфера древнерусской культуры наиболее приближена к реальности. Трудно привить любовь к тому, что
далеко от тебя, а в данном случае знакомство с древнерусской иконописью
и зодчеством может проходить при соприкосновении с древними ценностями.
Целесообразно учащимся прямо здесь применить памятку № 13
и освоить положения памятки № 14 Оценка века или эпохи:
Помни, что любая эпоха,
и каждый человек обладает определенным набором ценностей.
Определи, в чем
заключалось нравственное содержание изучаемого века, эпохи или цивилизации.
Проанализируй и сравни, чем та или иная эпоха отличается
от предыдущей и остальных эпох
Узнай, какие имена
стали украшением или позором изучаемого периода (столетия, эпохи).
Определи, является ли
этот век прогрессом
или регрессом в
истории человечества, чья деятельность двигала его вперед или
назад.
Проанализируй
соотношение между материальными и
духовными приобретениями данного века, эпохи.
Помни, что
главная цель анализа прошедших веков это
работа над собственной
системой ценностей.
|