Сущность этой технологии сводится к тому, чтобы изучаемый
исторический герой оценивался не только с
точки зрения целей, методов и содержания деятельности, но и с нравственной стороны. Что может являться этим
нравственным мерилом? С одной стороны исторический персонаж можно
оценивать с позиции тех ценностей, которые являлись для него самого главными,
те ценности, которым он служил на протяжении
жизни. С другой стороны его можно оценивать с точки зрения ценностей, характерных для того общества, в
котором он жил. Есть ещё один критерий оценки личности - это позиция
нравственного характера со стороны исследователя.
Приступая к анализу личности из истории, учитель должен оговорить с
учениками критерий, по которому может даваться данная оценка.
Разумеется, процесс формирования точки зрения ученика об
исторической личности не наступает мгновенно.
Поэтому учитель должен предостерегать учащихся от поспешности в
выражении своего мнения. С другой стороны, учитель нацеливает учеников на самостоятельное исследование характера жизни исторического героя, что выходит за рамки учебника
и требует специальной подготовки. Задача учителя - побудить размышлять
над действиями исторической личности в те или
иные моменты её жизни. Чтобы достигнуть определенного результата на
уроке, можно использовать следующие действия, учитель предлагает ученикам набор
нравственных качеств через призму, которых происходит анализ, а учащиеся
выбирают их присутствие или отсутствие в жизни и деятельности этого человека.
По итогам обсуждения на доске составляется социологическая диаграмма, согласно которой формируется коллективное мнение,
составленное с учетом позиции каждого человека в классе. Список этих
качеств могут определять сами учащиеся. Если
речь идет о политике, то учащиеся могут обсудить его человеческие
качества и качества как политика. Подобное задание можно провести в
минигруппах, а затем сравнить социологические графики разных групп.
Оценка исторического
деятеля может происходить через проблемный подход. Так, например, в теме урока может стоять вопрос,
содержащий два противоположных мнения
о человеке, а задача учащихся заключатеся
в том, чтобы прийти к конкретному мнению. Такого рода темы могут звучать
следующим образом:
- Иван
IV: великий государственный деятель России или
злодей на русском троне,
-
Петр I: великий реформатор или
губитель русских традиций;
Николай II: кровавый царь или святой российский император;
Смерть
Сталина: трагедия для
советского народа или
избавление от грядущих несчастий.
Нравственной оценке
могут подвергаться не только дела, но фразы великих людей в истории, например, как оценить следующие
высказывания:
- «У
нас нет обычая:
бегством спасаться в
отечество, но или
жить победителем, или
совершив знаменитые подвиги,
умереть со славой»
(Святослав Игоревич - русский князь);
«Хочу как на словах,
так и на деле впереди всех и перед всеми голову свою положить за своих
братьев и за всех христиан, чтобы и остальные, видя это, с усердием ринулись в
бой» (Дмитрий Донской);
- «Созидайте
созидателей» (Петр I);
«Не отчаивайтесь! Сии
грозные бури обратятся
к славе России» (Федор Ушаков);
«Деньги
дороги, жизнь человеческая дороже,
а время дороже
всего» (А. В. Суворов);
«Я желаю быть лучше
ненавидимым за правое дело, чем быть любимым за дело неправое» (Павел I);
«У России есть только
два верных союзника. Это её армия и её флот» (Александр III);
«Чем выше человек, тем
скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не поминать своего
положения» (Николай II).
Нравственной оценке
могут подвергаться также мысли современников, живущих вместе с людьми,
которых оценивают ученики. Рассматриваться так же могут позиции разных историков, занимающихся исследовательской
деятельностью в отношении тех, кто является объектом исследования.
Главное, чьи ценности
повлияли на жизнь учащихся и на их систему жизненных установок.
|