Сущность этой технологии такова: обнаружить духовную
связь своего имени с теми людьми, которые
его носили в прошлые годы или в настоящее время. Известно, что имя обладает мощным духовным потенциалом и способно
влиять на жизнь и поступки многих
людей. Так за Христа умирали многие христиане в эпоху гонений на
православную церковь. С именем Сталина люди шли в бой и погибали. Имя Ленина
соединяло людей в комсомольских и коммунистических организациях. Имена вновь родившимся детям давали в
дореволюционную эпоху по православным святцам,
а человек, именем которого называли ребенка, считался небесным покровителем. Носитель этого имени должен был
знать житие своего святого покровителя и подражать ему в поведении.
Подобная традиция
была первоначально унаследована большевиками, которые давали революционные имена своим детям, родившимся
после революции. Учитывая эту
тенденцию, изучая ценности языческие, христианские и революционные, учитель дает задание ученикам
выявить сущность имен, даваемых в
разные эпохи. Языческие имена
составляют 5 тысяч видов (см. словарь Туликова), христианские — 2,5 тысячи (600 женские), революционные несколько сотен.
К тому же в России встречаются и восточные имена (Марат, Руслан, Батыр,
Тамила и т.д.), и западные (Джон, Эдуард, Альберт и т. д.). К тому же русская
традиция часто давала человеку несколько
имен. Так древнерусский князь Владимир имел 3 имени (Владимир по крещению, Мономах по деду, Василий,монашеское,
перед смертью), а Александр Невский 2
имени (Александр - по крещению, Алексей - монашеское перед смертью).
Русские революционеры часто меняли свое имя для конспирации. Так у Ленина
(Ульянова В. И.) было более 100 псевдонимов. А вот список революционных
святцев: Арвиль (армия В.И.Ленина), Марлен (Маркс и Ленин), Ворс (Ворошиловский
стрелок), Сталина, Ревмир (мировая революция), Червонец (десять рублей).
Разговор об имени человеческом на уроке – это попытка
понять смысл своего имени и найти отголосок его в истории. Вот как выглядит
памятка №16 Смысл имени
1.Имена наши – суть послушаний, которые раздал Бог всем
людям. Имя человека – это его должность ( архимандрит Петр Кучеров).
2.Фамилие мы получаем от рода, Отчество - от отца, а Имя - от Бога.
3.Изначальный смысл имени в том, чтобы одним словом
обозначить глубинную суть человека. Во чье Имя человек трудится, от того он и
получает награду.
4. У великого человека есть две вещи: талант и имя.
Талант дается свыше, а чистота имени зависит от самого человека.
5. У каждого имени свой тайный код, разгадав который
человек получает помощь для выполнения своего жизненного предназначения.
6. Горе человеку, если его имя славнее его дел.
7.Имя - это
благопожелание, в котором заключается надежда и благословение на то, чтобы быть
надеждой для родителей, родины, Бога.
8.Имя означает – «высокий, возвышенный». Выражение «во
имя» означает, что человек живет тем, что выше его. По имени и житие.
9.Цель Имени: указать на конечную цель жизни, цель
Отчества: указать на сохранение родовых качеств, цель Фамилии: обозначить ответственность
перед своим родом.
Очень интересна так же
история названия городов, деревень, улиц на протяжении нескольких веков. Почему, например, Екатеринбург стал Свердловском, Екатеринослав - Днепропетровском, а
Екатеринодар - Краснодаром? В честь
кого были названы эти города для прославления Екатерины II или великомученицы Екатерины? Почему Сергиев Посад стал
Загорском? И что раньше было здесь на месте
будущего Сергиева Посада? Почему Ленинград вновь стал Санкт-Петербургом,
а не Петроградом? Почему на современной карте нет ни одного города с корнем Сталин, хотя их насчитывалось на
советской карте несколько штук? Нравственно
ли давать городу свое имя? Данные вопросы можно рассмотреть, используя вышеназванную технологию при изучении
ценностей разных исторических эпох в
истории России.
Учитывая громадную
палитру имен и фамилий в русской истории, учитель может предложить ученика следующую работу. Её суть
заключается в том, что учащиеся на протяжении изучения истории Отечества
будут записывать в тетрадь имена и фамилии
тех людей, которые повлияли на учеников своей жизнью нравственно и стали их авторитетами. Цепочка имен
может быть большой и маленькой.
Преимущество этой технологии заключается в том, что она не требует детальной перестройки урока и может применяться на
любом уроке, где фигурируют те или
иные имена.
Вот как, например,
может выглядеть задание ученику, которого зовут Андрей: найти в истории страны
7 Андреев, которые у него вызывают уважение. А вот и предполагаемый ответ:
Андрей Рублев
Андрей Боголюбский
Андрей Первозванный
Андрей Критский
Андрей Ослябя
Андрей Капеллан
Андрей Тарковский
Что связывает между
собой следующие имена в русской истории: Андрей Первозванный, Андрей Боголюбский, Андрей Рублев, Андрей Ослябя, Андрей Тарковский, Андрей Сахаров. Почему на Руси
почитался Андреевский флаг и орден Андрея Первозванного? Кто удостоился
чести быть награжденным этим орденом, и что им награждались за люди?
Выполнение этого
задания носит познавательно-нравственное значение. Список подобного рода имен может быть дополнен
именами людей, проживающих в той местности, где обучаются дети.
Применение данной технологии может быть начато с памятки «Имя человека» или
завершено ею.
Вот как выглядит эта памятка № 17:
Не бывает имени без отчества, а отчества без отечества.
В твоем имени жизнь твоих предков и тех, кто придет после
тебя.
Продли своим именем
добрую память о тех, кто тебе его давал.
Позор и слава могут
пережить твое имя.
Не все имена остаются в истории.
Подумай, что осталось от тех имен, которые были до тебя и
что останется на земле от твоего имени.
Взгляни на историю и прочитай свое имя потомкам.
Величие имени не в его звучности, а высоте его дел.
Памятка № 18 «Об имени
и слове» показывает, как взаимосвязаны
слово и имя и как по ним
можно судить о человеке. Вот её содержание:
Все вещи называй своими именами.
У всего живого на
земле есть свое имя и до тех пор, пока сохранится память об имени, вещь
неуничтожима.
Если у вещи отняли её
имя и дали ложное, то она болеет, страдает и разрушается.
Слова теряют силу, если вещи именуются не своими именами.
Назови своим
именем человека, и он откликнется; так
и история открывается
только тем, кто пытается проникнуть в её суть, а не в хаос, творимый вокруг неё.
Владение и власть над собой начинаются с овладения словом.
Язык - это показатель культуры человека и народа в
целом; вот почему не все языки дошли до наших дней, исчезнув вместе со
своим народом.
Перечисленные памятки в
основном нацелены на формирование нравственной и этической культуры учащихся. Ту же цель преследует технология
этнопедагогики.
|