Ее суть выражается в том, что в народной педагогике нет
четкого соответствия между знаниями с одной
стороны и умениями, навыками с другой. В народной педагогике часто дети приобретают умения, минуя
знания, т.е. идут от усвоения умений и
навыков, подчеркнутых из опыта своего народа, своей семьи и т.д. к новым знаниям. Уже в древних русских летописях, в устном народном творчестве утверждается, что человек воспитаем и обучаем, что
самое ценное человеческое качество -
добродетель и её надо прививать, ей необходимо учить, ибо причиной личных человеческих пороков является незнание,
невежество. Исходя из этого тезиса,
учитель должен, как можно больше воспитывать учеников на положительном
опыте истории, предоставляя добру больше времени на уроке, чем информации
содержащей рекламу зла.
Воспитывают не только
люди, но и окружающая действительность. Эту мысль чаще других использовал А. Макаренко, считая, что
воспитательным элементом может стать
любой предмет, имеющий отношение к культуре того или иного народа.
Достаточно принести на урок, например, кусочек береста, картину или фотографию березы, которую называют русским
деревом, и начать разговор о той маленькой
частности, которая расскажет об истории очень многих людей. Учащимся предлагается задание: определите сферы,
где русский народ применял березу (бересто - для того, чтобы разжечь дрова в
печи, лучину - для поддержания огня в
доме, березовый веник - для бани, березовый сок - для питья, березовый деготь для смазывания деталей, березовые почки для
медицинских целей, березовые грибы
для еды, березовую рощу - для обозрения красоты русской природы). Учитель может рассказать о трех березках,
поливаемых кровью заключенных
Освенцима, около которых фашисты проводили массовые расстрелы. Горизонт
разговора может быть переведен на березу, посаженную предком около своего
дома и на березовый сад, посаженный первыми выпускниками нашей школы. А кто-то
расскажет о березе, которая спасла от пожара соседний дом, приняв на себя огонь. А кто-то поведет историю о березе, растущей
на погосте и посаженной неизвестно кем и т. д.
Главное подключить к
теме разговора детей с использованием традиций, обычаев и нравов. Целесообразно принять к сведению богатый набор народных
притч, пословиц, загадок и песен.
В загадке умное -
цель, а прекрасное - средство; в пословице нравственность - цель, а прекрасное
и умное - средство; в песнях прекрасное - цель, а образы её - средство, но главное в притчи - найти себя в том
или ином образе. Так учащимся может быть предложено задание подобрать
ряд русских пословиц по определенной тематике или созданных в определенный
период. Тоже относится к загадкам и притчам.
Памятка № 19 «О
преемственности» составлена на основе народных пословиц и поговорок. Вот
как она выглядит:
От худого семени не жди доброго племени.
Кто от кого, тот и в того
Бел лицом, да худ отцом.
Задние копыта идут по следам передних.
Не хвались отцом, а хвались молодцом.
У доброго батьки - добрые дитятъки.
Кто свою мать уважает, чужую не обругает.
Хоть по старому, хоть по новому, а все отец старше сына.
Сын в отца, отец - во
пса, а все - в бешенную собаку.
Родительское слово мимо не молвится.
Так как Россия - государство многонациональное, для нее
применима такая технология, связанная
с познанием культурно-исторических, нравственных ценностей родного народа и народов, с которыми этот народ связан. Такая
технология была предложена Л.А.Харисовой и апробирована в школах Татарстана. (11.48.48.)
В применении к школьному курсу эту технологию можно
применить в порядке присоединения к России
разных народов и изучая их культуру, сопоставляя её с ценностями
русского народа.
Учащимся дается задание: сравнить аварские пословицы с
русскими. Гам, где равнение возможно, надо
подобрать русский аналог. Вот перечень аварских пословиц:
- И кости по России плачут;
- Что в котел крикнешь, то он тебе и ответит;
- Враг камнем
ударит, а ты его хлебом бей;
- Красота
- до вечера, доброта до смерти;
Широкой душе и мир
широк, а узкой и мир узок;
Не смотри на красоту,
гляди на сердце;
Если хочешь порадовать
гостя, оказывай почтение его ребенку;
Кто мало говорит, тот много думает.
Ниже будет приведен
перечень дагестанских добродетелей. О них может идти речь в контексте
Кавказской войны. Вот их содержание:
Ум, его омрачают
раздражение, озлобление;
Дружба, её губит зависть;
Совесть, её уничтожает
жадность;
Хорошее воспитание, но
на него может повлиять дурная среда;
Скромность, ей вредит
распущенность;
Доброта, ей мешает
себялюбие;
Счастье, его губит ревность.
Учащиеся могут сравнить дагестанские добродетели с
русскими христианскими добродетелями и пороками.
Добродетели
|
Пороки
|
1.Послушание
2.Долготерпение
3.Вера
4.Воздержание
5.Кротость
6.Мужество
7.Смирение
8.Раскаяние
|
1.Чревоугодие
2.Блуд
3.Сребролюбие
4.Гнев
5.Печаль
6.Уныние
7.Тщеславие
8.Гордость
|
Сравниваться могут
также мужские и женские качества разных народов. Так будут выглядеть 9
добродетелей мужчины: превыше всего – согласие, на море - пловец; на войне —
богатырь; в учении - глубина
мысли; во власти – отсутствие лукавства; в работе – мастерство; в речах –
мудрость; на чужбине – непоколебимость; в стрельбе – меткость.
А вот как выглядят 7
заповедей Ивана Яковлева для чувашского народа:
Крепче всего берегите величайшую святыню веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир,
утешает и ободряет душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет
её в счастье и удаче.
Верьте в Россию,
любите её, и она будет вам матерью.
Помните, что владеть
сердцем народным вы сможете только, если не будете чуждаться языка
родного.
Берегите семью: в
семье - опора народа и государства.
Верьте в силу мирного труда и любите его.
Будьте дружны между собой. Избегайте мелких счетов и
распрей.
Бойтесь путей кривых и
обходных: успехи, достигнутые нечистыми средствами - успехи те порочные
и временные.(11.7.161.)
Использование
ценностей народов, входящих в состав России для анализа позволяет лучше понимать культуру и нравственные
характеристики народов, искать в них родственное русскому менталитету и
выделять различия. Аварские пословицы, дагестанские и бурятские добродетели,
чувашские наставления можно сравнивать с 10
заповедями российского народа которые были опубликованы в начале XX века
в патриотической прессе. Вот их содержание:
Возлюби Родину - Русь
больше себя, ибо она есть мать и кормилица предков твоих, тебя самого и ближних твоих, ибо она для тебя есть путь к совершенству.
Защищай, не щадя жизни
своей единство, целостность и свободу Руси, ибо она есть священное твое Отечество, твоя милая Родина; ибо она - это
ты сам.
Благоговейно чти и оберегай веру Православную,
Самодержавие Царское и Первородство Народа Русского, ибо три они создали Русь.
Помни о любви к брату
твоему русскому и помогай ему - ты
обязан помочь, ибо одной с ним плоти, крови и духа.
Стремись всеми
силами твоими к
выполнению и применению первородства русских,
власть и богатство России должно принадлежать нам.
Будь нравственным и не посягай на имущество брата своего.
Будь, дисциплинирован и соблюдай законы
и правила русской власти.
Помни о врагах Родины:
противодействуй им всеми твоими помыслами и силами, не имей с ними никакого дела и помни, что даже копейка,
перешедшая от тебя к врагам, усиливает их, ослабляет русских и есть
измена Отечеству.
Работай, трудись
и учись; стремись
к познанию природы
и окружающего тебя мира и к владычеству над ним.
Помни, что без единой
Верховной власти - нет крепкого
неделимого государства без силы - нет государства; без борьбы нет жизни.
(2.41.274.)
Учащимся
предлагается обсудить положение этого
текста и выявить, что актуально в этом документе до сих пор, а что
утратило свое назначение. С чем согласится,
а какие положения вызывают спор?
Для анализа этих
положений можно взять заповеди Сталина, произносимые им у гроба Ленина и
положения морального кодекса строителя коммунизма, созданные при Н. Хрущеве.
Таким образом,
технология этнопедагогики помогает расширять знания и углублять их при
изучении истории Отечества, особенно опираясь на нравственные ценности народов,
входящих в состав России.
|