Сущность этой технологии сводится к рассмотрению той или
иной ценности через разные промежутки времени на разных исторических отрезках.
Так повторительно-обобщающий урок по курсу
«История России» итогового типа можно
провести на основе анализа истории Кремля или Красной площади, иконы Владимирской Божьей матери, Храма Христа
Спасителя, Уникальность и нравственная ценность таких уроков связана с тем, что через эти объекты
истории. проходила жизнь миллионов людей, и сами эти объекты могут стать
источниками нравственного содержания. К
примеру, достижения царской России и культуры той эпохи можно проследить по храму Христа Спасителя
храму памяти об Отечественной войне
1812 года, где трудились сотни специалистов над его украшением. Разрушение храма в 1931 году и строительства
на этом месте Дворца Советов
рассказывает о символах социалистической культуры. Возрождение храма в конце XX века свидетельствует о смене ценностей в обществе. На таком уроке можно проанализировать нравственное состояние тех,
кто его строил, кто его разрушал, и
кто его восстанавливал. Через храм Христа Спасителя проходит более 200 лет истории российского государства, а значит,
учащиеся получают возможность через
этот памятник рассмотреть ценность 3-х эпох российской истории. Подробности такого урока описаны в
приложении к работе.
Технология «Духовный
эпицентр» помогает увидеть учащимся историю целой страны, и даже часть
мировой истории в одной точке, ставшей пересечением великих событий. От того,
что происходило в этих местах раньше и что в них происходит в настоящее время,
зависит судьба многих поколений. Духовным эпицентром старой России были храмы,
ибо в храме пересекались жизнь и смерть, тленное и вечное, небесные ценности и
земные. Духовным эпицентром советской России были места, связанные с революциями (Петроград - центр 3-х
революций), мавзолей Ленина и т.д. В
России также есть места, которые были свидетелями великих событий в разные
периоды истории, включая самодержавную Россию, Россию советскую и Россию
демократическую. Они находятся в глубине России. Воссоздание истории этих эпицентров исторических событий имеет
нравственное значение для людей, охраняющих память о прошлом. Ученикам
можно предложить очередную памятку, побуждающую
к активным действиям, связанным с сохранением памяти об исторических
событиях и людях, живущих в прошедшие эпохи.
Памятка № 15 выглядит
следующим образом:
«Мудрость памяти»
Нельзя жить не зная.
Помни имя свое
человек.
Забвение разоряет все, что создано руками наших предков.
Сохраните только память о нас, а мы ничего не потеряем,
уйдя из жизни.
Можно умереть, но остаться жить для людей, а можно жить,
но быть не хуже мертвеца.
Нельзя быть равнодушным к великой памяти.
Беспамятство там, где
расстояние между высокими словами ничтожными поступками сведено к нулю.
Народ, пренебрегающий
памятью, лишает себя памяти и не имеет будущего.
Часто зло повторяется по причине забвения.
Помня войну, мы помогаем миру.
Дням доброй жизни есть
конец, но доброе имя пребывает вовек.
Память заботливо хранит только то, что с трудом досталось
человеку.
Технология
«Духовного эпицентра» может
быть применена на
уроке. Дата в календаре может стать предметом исследования событий, происходивших в
одно и тоже время в различные эпохи. Например, 7 ноября можно изучать сразу с
нескольких сторон. Если в 1917 году
этот день стал началом Октябрьской революции, то в 90-е годы он стал днем примирения
и согласия и включен в число государственных праздников. В 1612 году этот день по некоторым исследованиям стал началом
освобождения Москвы от польских захватчиков. Учитель может связать
эти даты и попытаться выяснить вместе с
учениками, что их связывает, а что
разделяет, какое нравственное значение они имеют. Конечной точкой в рассуждении о том, что когда-то было,
должна мысль о том, чем каждый из нас наполняет дату сегодняшнего дня (или 7
ноября предстоящего года). Учитывая частую смену календарей в России,
целесообразно обсудить специфику системы летоисчисления до Рождества Христова,
т. е. от сотворения мира и особенности юлианского и григорианского календарей.
Чтобы ещё лучше
представлять содержание ценностей разных эпох, можно сравнивать
Христианские двунадесятые праздники и революционные советские праздники. Так, например. 8 сентября (21 сентября
по новому стилю) по православным святцам считается днем Рождества
Пресвятой Богородицы. В 1380 году это имело особое значение, ибо именно в этот
день состоялась знаменитая Куликовская
битва. Для православных русских воинов это имело огромное духовное значение, так как сама Богородица, по мнению
русских, покровительствовала им в этом
сражении.
Такое же моральное
значение имела дата - 7 ноября 1941 года, когда после парада в Москве большинство его участников
направилось защищать Москву от фашистов. Данная технология близка по
духу к технологии «Имя в истории».
|