Нравственное воспитание является стержнем гуманитарного
образования, и история занимает
основополагающее место в системе духовного воспитания личности.
Знакомство с историческим наследием и умение учится у своих предков, черпая нравственный опыт народов или отдельных
личностей, применяя его к собственной жизни, является составной частью
нравственной культуры человека, которую необходимо развивать в ученике.
В современных условиях
учащиеся столкнулись с потоком исторической информации, в которой часто теряется самое главное ценностное содержание изучаемого
факта. Если раньше «белые пятна» истории вызывали огромный исследовательский интерес, то в начале нового
тысячелетия люди больше нуждаются не в увеличении исторических знаний, а
в их углублении, в постижении смысла тех явлений, которые изучаются
большинством исследований. Возрастание объема
исторических знаний происходит каждодневно, но оно не делает человечество
духовнее, нравственно чище и добрее. Напротив, всевозрастающий интерес к истории больше сводится к поиску
исторических подробностей, а не к поиску глубинных причин изучаемых
явлений, извлечению уроков из истории. Как-то в одном из интервью патриарх
Алексей II сказал о том, что «никогда народы мира в такой полноте не знали своего прошлого, но
никогда настолько от него не удалялись».
Таким образом, дело
вовсе не в методике преподавания истории, не в отсутствии учебников по
изучению предмета, а в целях исторического образования. Ряд педагогов бьют тревогу по вопросу о необходимости срочного
пересмотра стратегии исторического образования.
Педагог Л. С. Выготский считает, что нравственное
воспитание только тогда эффективно, когда
оно не идет вслед за спонтанным развитием учащихся, а способствует
обогащению их поведенческого опыта, формированию личностных качеств, находящихся в стадии зарождения. Его
вывод таков: нравственное воспитание должно идти впереди личностного
развития.
Ряд современных ученых
проводят диагностику нравственной сферы. Их выводы сводятся к следующему; не смотря на гуманизацию современного
образования, на увеличение предметов гуманитарного цикла, нравственное состояние
общества продолжает падать, если сравнивать его с советской эпохой. В обществе
снижается престиж таких понятий как патриотизм, самопожертвование, альтруизм, гуманизм, коллективизм. Психолог А.Гармаев даже вывел законы, связанные
с падением нравственности человека. Они выглядят следующим образом:
в обществе действует
закон оскудения нравственных сил, вызванный
дефицитом добра, любви в душах людей
по причине того, что у них отсутствует
источник пополнения нравственных сил,
закон хранения истины,
суть которого сводится к попытке отыскать
источник нравственного, чтобы выработать духовные ценности;
закон
опережения нравственного развития над умственным
Вывод А. Гармаева совпадает
с точкой зрения Л. С. Выготского: духовное развитие человека должно
опережать интеллектуальное. Практически это означает, что сначала надо
воспитывать нравственные чувства в учениках, подключать их к нравственному
опыту человечества, а затем на этой основе наделять их знаниями и учить их
добывать новые. Поэтому педагогика нравственного воспитания должна строится в основном на внутреннем духовном росте
ребенка, а педагог должен создать условия для этого роста.
О роли учителя в деле
нравственного просвещения рассуждает историк А. Гуревич. По его мнению, педагог-историк должен:
1) развивать в ученике собственное самосознание;
2) научить понимать
ученика историческую изменчивость
человека;
3) показать ученикам, что любая историческая эпоха является самостоятельной ценностью и уникальной в
своем роде. А. Гуревич считает, что учитель должен донести до ученика
главную мысль истории с том, что у людей эпохи есть ядро, на котором строятся
ценности той или иной цивилизации. Он
считает, что такое ядро есть у каждого человека. Этим ядром являются
ценности личности, которые могут совпадать с эпохальными, а могут и не совпадать.
А. Гуревич отмечает, что история помогает человеку понять
и развивать свое самосознание. Почему люди не уважают ценности других персон?
Ответ очевиден: отсутствует собственное самосознание и потому отсутствует
уважение и к другим людям, как к своим
современникам, так и предкам. История в состоянии показать, что в разные
исторические эпохи существовала разная духовная, умственная, интеллектуальная деятельность. Дело не в незнании
истории, а в неумении её слышать. Следовательно, надо научить оценивать
исторические эпохи с позиции тех ценностей, которые были ядром исследуемой
эпохи. Вот почему нельзя измерять тоталитарную эпоху демократическими
ценностями или оценивать средневековую религиозность с позиции общечеловеческих
ценностей. Дело ученика - попытаться понять суть происходившего в прошлом и
сделать для себя вывод - подходит ли ему этот образец поведения людей, который
он изучил. Учитель не должен исключать, что оценка того или иного исторического
факта у ученика может измениться, если изменятся ценности ученика. История
одна, а оценок истории тысячи. Меняется не история,
а её оценка. Вот почему современные учебники так полярно порой подходят
к интерпретации известных фактов.
Итак, какие элементы нравственного воспитания может
развивать учитель на уроке истории? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо
дать формулировку следующим понятиям: нравственность, мораль, этическая
культура, нравственная культура, личность. Сделаем это на основе выводов А. И.
Шемшуриной.
Под нравственностью
следует понимать выработанную личностью в соответствии с традициями,
социальной средой, воспитанием и опытом поведения убеждения в необходимости моральной
нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе.
Мораль это
обусловленная жизненным опытом поколений совокупность норм, принципов и идеалов, определяющая ценностные
основы жизнедеятельности ч;еловека
среди людей, воспринимающая их как личностное
достояние.
Нравственная культура
осознанно выработанный на основе традиций и постоянно совершенствуемый личностью индивидуальный опыт нравственно-ценностных
отношений к жизни, человеку, окружающему миру, самому себе.
Этическая культура - сформированность и гуманистическая
направленность ценностных ориентации,
духовных потребностей и мотивов, образа жизни, личности, основой которой
является служение жизни, человеку, прогрессу.
Все вышеназванные
понятия ориентированны на формирование личности, которая является целью
всего педагогического процесса.
Личность - это
нравственно-ориентированный человек, способный взять на себя моральную
ответственность за решение того или иного действия, стремящийся к нравственной
самооценке и самосовершенствованию.
|