| 
     Как проследить
эволюцию морально-нравственных ценностей у учеников? Как определить уровень
нравственно-этических ценностей? Как оценивать движение учащихся к нравственным
высотам? Целый комплекс этих и других вопросов возникает у учителя решающего воспитательную
задачу на уроке. Выскажу свое мнение по поставленной проблеме. 
 В человеке нравственный рост происходит постепенно.
Учащиеся находятся в постоянном поиске. Качества личностного развития в
основном строятся на нравственном фундаменте. Однако эта основа может слагаться
по- разному и в разное время. Нравственный прогресс может идти одновременно с
нравственной деградацией, и это очень сложно зафиксировать. Учитель может
содействовать нравственному росту ученика, а иногда и его нравственному падению,
если вовремя не обнаружить предпосылки к нравственной деградации. Поэтому любое
слово и действие на уроке не проходит бесследно для ученика. 
        Задача
учителя - включить учащихся в процесс самовоспитания. Разумеется, что такая
деятельность должна носить результативный характер. Главным итогом такой работы
должно стать внутреннее переживание поставленных вопросов нравственного плана.
Естественно, что внутренняя работа души, сердца, разума и воли могут материализоваться. Так дискуссии,
проводимые в различных формах, могут
заканчиваться демонстрацией своей точки зрения, в которой фигурирует нравственная
позиция учащихся. 
 Изучая историю,
учащиеся включаются в процесс осмысления различных ценностей. Учитель может продиагностировать
первоначальное отношение к изучаемому
факту, событию, человеку, а затем проследить динамику изменений по мере
углубления учебного материала. Важно не только научить учащихся добывать новые
дополнительные знания, но и обратить внимание на характер деятельности ученика
в процессе поиска этих знаний. Для учителя важно не то - изменилось ли мнение
ученика в сравнении с его первоначальным суждением, а то каким образом ученик достиг того или иного результата. Таким
образом, процесс важнее ожидаемого результата. А для этого необходим индивидуальный
подход в процессе работы. 
 Другой формой
рефлексии нравственного воспитания может стать анкетирование, которое проводится трижды в учебном году. Его цель
достигнуть единства по вопросу о
путях нравственного воспитания между учителем и учащимися. 
 Вот как может выглядеть анкета, которую заполнят ученики
в начале учебного года: 
 Как вы относитесь к
изучению истории в школе? Нравятся ли вам урокиистории и чтобы вы изменили в их
проведении?
 
 Какой период русской истории вам ближе по духу? 
 О какой исторической
личности или событии  вы знаете
достаточно много, включая дополнительный материал? 
 В каких исторических
местах вы были, и что на вас произвело особое впечатление? 
 Назовите ваши любимые книги по истории Отечества. 
 Какие вопросы вам
хотелось бы рассмотреть подробнее на уроках истории, и в каких
дискуссиях вы бы приняли участие? 
 Ваши пожелания
учителю истории. 
 А вот текст анкеты, проводимой в конце учебного года: 
 Какая тема оставила
глубокий нравственный след в вашей памяти? 
 Ценности, каких исторических деятелей повлияли на ваше
мировоззрение? 
 Что осталось  не понятым 
в  процессе учебной
деятельности  на уроках истории? 
 Какая тема не вызвала у вас интереса к истории? 
 Чему вас научила история Отечества? 
 Ваши пожелания учителю истории. 
 Пятый вопрос может
стать темой для сочинения, где учащийся указывает учителю на положительный или отрицательный опыт в
преподавании предмета. Темы сочинений могут быть разного типа и
обсуждаться на уроках истории по мере необходимости.
Главное - акцентировать внимание на формулировку ученика. Учитель должен всячески поощрять творческие
сочинения учеников, иллюстрирующих нравственную оценку учащихся. 
          Авторское осмысление и выражение
своего мнения может иметь форму написания
исторического письма историческому герою. Так, например, ученик демонстрирует свое отношение к декабристскому
восстанию путем написания письма воображаемому другу, который собирается
идти на Сенатскую площадь в декабре 1825
года. В письме должна фигурировать личная позиция в отношении друга-декабриста
и его шага. Письмо пишется с соблюдением стиля эпистолярного жанра XIX
века. А вот как  выглядит письмо, которое
написала ученица 11 класса: 
   
  Государь, брат
мой! Мой милый и бесценный друг! Вчера дошло до меня, что, несмотря на наш последний разговор о назревающем
выступлении против царской власти, и данное мне слово никогда и не при
каких обстоятельствах не выступать против нашего императора, вы своего обещания
не сдержали. Я не хочу отговаривать вас в
очередной раз от участия в этом выступлении в рядах тех, кто
отказывается присягнуть нашему новому императору, но в то же время, я не могу найти слов, чтобы выразить вам своё
неудовольствие. У вас есть всё, о чем вы мечтали в детстве, и что вы
поставили для себя целью получить, будучи уже молодым человеком: титул
дворянина, приличное состояние, достойная семья, красавица жена, прекрасные дети, но прошу не забывать о ваших родителях
и обо мне, вашей сестре. Я никогда не могла понять ваши увлечения, вашу
страсть принимать участие в компаниях с сомнительной репутацией. Мне кажется
излишним заниматься непонятным чтением западной литературы, которая не несет никакой пользы, а лишь путает мысли,
возбуждаем сомнения в умах, раздражает
воображение и дает ему черту преувеличения, что совершенно противоречит
нашим христианским ценностям. Будем читать лучше Евангелие и апостолов, заниматься изучением тех правил,
которые оставил нам спаситель для нашего руководства здесь. А что же
делаете вы? Вы хотите свергнуть нашего императора, нашего наместника Бога на
земле?! Зачем вам это нужно, чего вы хотите добиться? Установления новой формы
правления? А если и она вам всем не понравится, вы опять будете устраивать эти
бессмысленные бунты и противостояния? Брат мой, ни одна власть, установившаяся
кровавым путём долго не существует. И это говорю вам не я, а история. Конечно,
несчастия наши жестоки, но его величество император хочет их прекратить.
Неужели страшные примеры истории не научили вас, каким образом наказывается
непослушание и преступление? Я слышала, что
строгие меры взяты, чтобы прекратить возможный беспорядок. Если вас не
интересует ваша жизнь, ваше дальнейшее положение в обществе, сохранение вашего
титула и состояния, подумайте о вашей семье. Ваша жена так сильно вас любит,
что я сомневаюсь в том, сможет ли она перенести спокойно то, что с вами может
случиться, при самом плохом исходе событий. У вас маленькие дети, в конце
концов. Не будьте столь эгоистичны и бессердечны.
Что с ними будет, если вас не будет рядом, вы об этом подумали? Ваша
жена не сможет вырастить их так, как требует время, в одиночку. Они останутся
без отца. И я сомневаюсь, что ваше состояние и имение останутся при них, если
вы попадёте в немилость императору. А наша мать, она не перенесёт, если узнает,
что вы собираешься участвовать в этом безрассудстве, а если с вами что-то случиться - я даже не хочу думать о том,
что может быть с нашими родителями. Надеюсь, что хоть капля здравого
смысла в вас ещё осталась. Поймите нас, любящих вас людей, образумьтесь, 
 .Прощайте, милый и
добрый друг. Да сохранит вас наш божественный спаситель и его пресвятая
матерь под своим святым и могущественным покровом. 
 Ваша сестра, Натали. 12 декабря 1825 год 
   
 Учитель может побудить
учеников и к самоанализу путем ведения личного дневника, куда учащийся будет записывать свое отношение к тем или иным нравственным проблемам, которые поднимаются на
уроке истории. Разумеется, такой
дневник может читаться лишь теми, кому позволит автор. 
 В систему рефлексии
может входить совместная деятельность ученика и учителя при составлении нравственных памяток, афоризмов великих людей, родословной
учащихся. К концу учебного года ученик должен четко представлять, какие исторические герои вызывают у него уважение,
и у кого он готов учится, а какие личности вызывают у него отрицательные
впечатления. Так учитель может проанализоровать систему ценностей ученика на
основании «Великолепной Семерки». Она включает в себя семь заданий, которое
дается в конце учебного года. Вот его содержание: назовите 7 имен в истории с
вашим именем, 7 людей из отечественной истории, 7 людей из мировой истории, 7
земляков, 7 современников, 7 шедевров мирового искусства, 7 высоких
нравственных качеств. Вот как выглядит это задание на примере выпускника школы: 
 
           7 имён из русской
истории: 
 Сергей
Радонежский 14 век 
 Даниил Александрович
(1276-1303) 
 Дмитрий Донской
(1359-1389) 
 Иван Сусанин 17
век 
 Дмитрий Пожарский
(1578-1642) 
 Кузьма Минин
(?-1616) 
 А.В Суворов
(1730-1800) 
 
           7 имён из мировой
истории 
 И.А Бунин 
 Владимир Мономах 
 Авиценна 
 Сократ 
 Глюк 
 Януш Корчак 
 Бисмарк 
 
           7 мировых
шедевров: 
 «Джоконда»
Леонардо да Винчи 
 «Троица» Андрея
Рублева 
 «Храм Покрова на
Нерли» 
 «Давид»
Микеланджело 
 «Лунная соната»
Бетховена 
 «Библия» 
 «Колизей» в Риме 
 
           7 современников: 
 Никлаев Виктор –
воин Афганской войны 
 Немов Алексей -
гимнаст. 
 Миронов Евгений -
киноактер 
 Глазунов Илья -
художник 
 Вишневская Галина
– оперная певица 
 Иеромонах Роман
Матюшкин – поэт 
 Пеле – футболист 
   
           7 земляков: 
 Морев Игорь –
погиб в Чечне 
 Горшков Александр
– погиб в Чечне 
 Захаренко Андрей
– Воевал в Афганистане 
 Постнов Сергей –
ликвидатор Чернобыля 
 Пигин Иван  - герой СССР 
 Чкалов Валерий –
летчик 
 Юрий Всеволодович
– князь, святой 
               7 качеств: 
 Совесть 
 Милосердие 
 Доброта 
 Простота 
 Надежда  
 Мудрость 
 Любовь 
 7 моих имен: 
 Арбузов Антон
–декабрист 
 Ашкеру Антон –
словенский поэт 
 Деникин Антон –
воин 
 Аренский Антон –
композитор 
 Чехов Антон –
писатель 
 Антоний
Печерский  - святой 
 Сихарулидзе Антон
– фигурист. 
   
 В сущности своей
нравственное воспитание учащихся должно сводится к мысли о том, как
отражается деятельность каждого человека (ученика) на жизнь его самого, его близких и друзей, а так же на жизнь
общества в целом. Что несет в жизнь
учащийся ныне и с чем он уйдет из школы? обсуждая жизнь других людей, ученики
должны помнить, что те, о ком они рассуждают уже ушли в вечность, а учащимся
ещё предстоит найти себя в этой жизни. Любая технология должна быть обращена к нравственной самооценке самого себя,
используя жизнь других народов и
исторических личностей. 
 |