Как проследить
эволюцию морально-нравственных ценностей у учеников? Как определить уровень
нравственно-этических ценностей? Как оценивать движение учащихся к нравственным
высотам? Целый комплекс этих и других вопросов возникает у учителя решающего воспитательную
задачу на уроке. Выскажу свое мнение по поставленной проблеме.
В человеке нравственный рост происходит постепенно.
Учащиеся находятся в постоянном поиске. Качества личностного развития в
основном строятся на нравственном фундаменте. Однако эта основа может слагаться
по- разному и в разное время. Нравственный прогресс может идти одновременно с
нравственной деградацией, и это очень сложно зафиксировать. Учитель может
содействовать нравственному росту ученика, а иногда и его нравственному падению,
если вовремя не обнаружить предпосылки к нравственной деградации. Поэтому любое
слово и действие на уроке не проходит бесследно для ученика.
Задача
учителя - включить учащихся в процесс самовоспитания. Разумеется, что такая
деятельность должна носить результативный характер. Главным итогом такой работы
должно стать внутреннее переживание поставленных вопросов нравственного плана.
Естественно, что внутренняя работа души, сердца, разума и воли могут материализоваться. Так дискуссии,
проводимые в различных формах, могут
заканчиваться демонстрацией своей точки зрения, в которой фигурирует нравственная
позиция учащихся.
Изучая историю,
учащиеся включаются в процесс осмысления различных ценностей. Учитель может продиагностировать
первоначальное отношение к изучаемому
факту, событию, человеку, а затем проследить динамику изменений по мере
углубления учебного материала. Важно не только научить учащихся добывать новые
дополнительные знания, но и обратить внимание на характер деятельности ученика
в процессе поиска этих знаний. Для учителя важно не то - изменилось ли мнение
ученика в сравнении с его первоначальным суждением, а то каким образом ученик достиг того или иного результата. Таким
образом, процесс важнее ожидаемого результата. А для этого необходим индивидуальный
подход в процессе работы.
Другой формой
рефлексии нравственного воспитания может стать анкетирование, которое проводится трижды в учебном году. Его цель
достигнуть единства по вопросу о
путях нравственного воспитания между учителем и учащимися.
Вот как может выглядеть анкета, которую заполнят ученики
в начале учебного года:
Как вы относитесь к
изучению истории в школе? Нравятся ли вам уроки
истории и чтобы вы изменили в их
проведении?
Какой период русской истории вам ближе по духу?
О какой исторической
личности или событии вы знаете
достаточно много, включая дополнительный материал?
В каких исторических
местах вы были, и что на вас произвело особое впечатление?
Назовите ваши любимые книги по истории Отечества.
Какие вопросы вам
хотелось бы рассмотреть подробнее на уроках истории, и в каких
дискуссиях вы бы приняли участие?
Ваши пожелания
учителю истории.
А вот текст анкеты, проводимой в конце учебного года:
Какая тема оставила
глубокий нравственный след в вашей памяти?
Ценности, каких исторических деятелей повлияли на ваше
мировоззрение?
Что осталось не понятым
в процессе учебной
деятельности на уроках истории?
Какая тема не вызвала у вас интереса к истории?
Чему вас научила история Отечества?
Ваши пожелания учителю истории.
Пятый вопрос может
стать темой для сочинения, где учащийся указывает учителю на положительный или отрицательный опыт в
преподавании предмета. Темы сочинений могут быть разного типа и
обсуждаться на уроках истории по мере необходимости.
Главное - акцентировать внимание на формулировку ученика. Учитель должен всячески поощрять творческие
сочинения учеников, иллюстрирующих нравственную оценку учащихся.
Авторское осмысление и выражение
своего мнения может иметь форму написания
исторического письма историческому герою. Так, например, ученик демонстрирует свое отношение к декабристскому
восстанию путем написания письма воображаемому другу, который собирается
идти на Сенатскую площадь в декабре 1825
года. В письме должна фигурировать личная позиция в отношении друга-декабриста
и его шага. Письмо пишется с соблюдением стиля эпистолярного жанра XIX
века. А вот как выглядит письмо, которое
написала ученица 11 класса:
Государь, брат
мой! Мой милый и бесценный друг! Вчера дошло до меня, что, несмотря на наш последний разговор о назревающем
выступлении против царской власти, и данное мне слово никогда и не при
каких обстоятельствах не выступать против нашего императора, вы своего обещания
не сдержали. Я не хочу отговаривать вас в
очередной раз от участия в этом выступлении в рядах тех, кто
отказывается присягнуть нашему новому императору, но в то же время, я не могу найти слов, чтобы выразить вам своё
неудовольствие. У вас есть всё, о чем вы мечтали в детстве, и что вы
поставили для себя целью получить, будучи уже молодым человеком: титул
дворянина, приличное состояние, достойная семья, красавица жена, прекрасные дети, но прошу не забывать о ваших родителях
и обо мне, вашей сестре. Я никогда не могла понять ваши увлечения, вашу
страсть принимать участие в компаниях с сомнительной репутацией. Мне кажется
излишним заниматься непонятным чтением западной литературы, которая не несет никакой пользы, а лишь путает мысли,
возбуждаем сомнения в умах, раздражает
воображение и дает ему черту преувеличения, что совершенно противоречит
нашим христианским ценностям. Будем читать лучше Евангелие и апостолов, заниматься изучением тех правил,
которые оставил нам спаситель для нашего руководства здесь. А что же
делаете вы? Вы хотите свергнуть нашего императора, нашего наместника Бога на
земле?! Зачем вам это нужно, чего вы хотите добиться? Установления новой формы
правления? А если и она вам всем не понравится, вы опять будете устраивать эти
бессмысленные бунты и противостояния? Брат мой, ни одна власть, установившаяся
кровавым путём долго не существует. И это говорю вам не я, а история. Конечно,
несчастия наши жестоки, но его величество император хочет их прекратить.
Неужели страшные примеры истории не научили вас, каким образом наказывается
непослушание и преступление? Я слышала, что
строгие меры взяты, чтобы прекратить возможный беспорядок. Если вас не
интересует ваша жизнь, ваше дальнейшее положение в обществе, сохранение вашего
титула и состояния, подумайте о вашей семье. Ваша жена так сильно вас любит,
что я сомневаюсь в том, сможет ли она перенести спокойно то, что с вами может
случиться, при самом плохом исходе событий. У вас маленькие дети, в конце
концов. Не будьте столь эгоистичны и бессердечны.
Что с ними будет, если вас не будет рядом, вы об этом подумали? Ваша
жена не сможет вырастить их так, как требует время, в одиночку. Они останутся
без отца. И я сомневаюсь, что ваше состояние и имение останутся при них, если
вы попадёте в немилость императору. А наша мать, она не перенесёт, если узнает,
что вы собираешься участвовать в этом безрассудстве, а если с вами что-то случиться - я даже не хочу думать о том,
что может быть с нашими родителями. Надеюсь, что хоть капля здравого
смысла в вас ещё осталась. Поймите нас, любящих вас людей, образумьтесь,
.Прощайте, милый и
добрый друг. Да сохранит вас наш божественный спаситель и его пресвятая
матерь под своим святым и могущественным покровом.
Ваша сестра, Натали. 12 декабря 1825 год
Учитель может побудить
учеников и к самоанализу путем ведения личного дневника, куда учащийся будет записывать свое отношение к тем или иным нравственным проблемам, которые поднимаются на
уроке истории. Разумеется, такой
дневник может читаться лишь теми, кому позволит автор.
В систему рефлексии
может входить совместная деятельность ученика и учителя при составлении нравственных памяток, афоризмов великих людей, родословной
учащихся. К концу учебного года ученик должен четко представлять, какие исторические герои вызывают у него уважение,
и у кого он готов учится, а какие личности вызывают у него отрицательные
впечатления. Так учитель может проанализоровать систему ценностей ученика на
основании «Великолепной Семерки». Она включает в себя семь заданий, которое
дается в конце учебного года. Вот его содержание: назовите 7 имен в истории с
вашим именем, 7 людей из отечественной истории, 7 людей из мировой истории, 7
земляков, 7 современников, 7 шедевров мирового искусства, 7 высоких
нравственных качеств. Вот как выглядит это задание на примере выпускника школы:
7 имён из русской
истории:
Сергей
Радонежский 14 век
Даниил Александрович
(1276-1303)
Дмитрий Донской
(1359-1389)
Иван Сусанин 17
век
Дмитрий Пожарский
(1578-1642)
Кузьма Минин
(?-1616)
А.В Суворов
(1730-1800)
7 имён из мировой
истории
И.А Бунин
Владимир Мономах
Авиценна
Сократ
Глюк
Януш Корчак
Бисмарк
7 мировых
шедевров:
«Джоконда»
Леонардо да Винчи
«Троица» Андрея
Рублева
«Храм Покрова на
Нерли»
«Давид»
Микеланджело
«Лунная соната»
Бетховена
«Библия»
«Колизей» в Риме
7 современников:
Никлаев Виктор –
воин Афганской войны
Немов Алексей -
гимнаст.
Миронов Евгений -
киноактер
Глазунов Илья -
художник
Вишневская Галина
– оперная певица
Иеромонах Роман
Матюшкин – поэт
Пеле – футболист
7 земляков:
Морев Игорь –
погиб в Чечне
Горшков Александр
– погиб в Чечне
Захаренко Андрей
– Воевал в Афганистане
Постнов Сергей –
ликвидатор Чернобыля
Пигин Иван - герой СССР
Чкалов Валерий –
летчик
Юрий Всеволодович
– князь, святой
7 качеств:
Совесть
Милосердие
Доброта
Простота
Надежда
Мудрость
Любовь
7 моих имен:
Арбузов Антон
–декабрист
Ашкеру Антон –
словенский поэт
Деникин Антон –
воин
Аренский Антон –
композитор
Чехов Антон –
писатель
Антоний
Печерский - святой
Сихарулидзе Антон
– фигурист.
В сущности своей
нравственное воспитание учащихся должно сводится к мысли о том, как
отражается деятельность каждого человека (ученика) на жизнь его самого, его близких и друзей, а так же на жизнь
общества в целом. Что несет в жизнь
учащийся ныне и с чем он уйдет из школы? обсуждая жизнь других людей, ученики
должны помнить, что те, о ком они рассуждают уже ушли в вечность, а учащимся
ещё предстоит найти себя в этой жизни. Любая технология должна быть обращена к нравственной самооценке самого себя,
используя жизнь других народов и
исторических личностей.
|