1. Истинный защитник России - это история.
Ф.Тютчев
2. Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел
бы переменить Отечество или иметь другую историю наших предков, которую
дал нам Бог
А.С. Пушкин
3. Всемирная
история великими воспоминаниями украшает мир для ума, а российская украшает
Отечество.
Н.М.Карамзин
4. Русская история имеет значение всемирной
исповеди. Она может читаться как житие святых.
H.С.Аксаков
5. Спросим человека, с кем он знаком, и мы узнаем
человека, спросим народ об его
истории, и мы узнаем народ... Русский народ - более чем народ. Это народ, собирающий вокруг себя народы.
С. Соловьев
6. Гражданин не
состоится в человеке, который оторван от корневой системы своего народа.
Л. Леонов
7. Для меня история священна и неделима.
Б. А. Рыбаков(2.44.54.)
8. Опыт страданий и опыт духовной радости - вот чем
богата история России. Как важно сохранить его для человечества.
(Неизвестный автор)
9. Давайте мысленно уберем из мира русскую музыку, и
мир оглохнет, уберем русскую литературу - мир онемеет, уберем
русскую живопись - мир потускнеет, уберем русскую философию и богословие
- нравственность мира понизится.
В. Крупин
Памятка № 5 включает в себя ряд высказываний о роли русской истории в истории
всемирной. Как нам представляется, изучение российской истории должно быть
приоритетным направлением в гуманитарном образовании в России. Знакомство с патриотическими ценностями должно
находится в основании воспитания
подрастающего поколения. Только освоение таковых сделает понятным общечеловеческие ценности.
Один философ высказал такую мысль о том, что Россия вырастила поколение людей
на своей земле, думающих о ней на языке других цивилизаций. Отсюда и начинается не понимание собственных истоков и
пренебрежение ими. Поэтому ложно иметь
славную историю Отчества, но оставаться не способным её понимать, а значит обречь себя на отрыв от него. Подобная
мысль принадлежит перу Гете: «Кто был
хорошим гражданином своей эпохи, тот имеет наибольшее основание быть современником всех эпох будущего.
Русский философ И.Ильин пишет о том, что истинное величие всегда почвенно: «Истинный гений всегда национален».
Ф. М. Достоевский, к примеру, покорил японцев не тем, что в его
творчестве были японские мотивы, а тем, что он был подлинно русским
гением. Взойдя на гору своей земли, он
открыл миру другие земли, но одновременно, стал, виден отовсюду. 11атриотизм открывает глаза на своеобразие других
народов и прививает уважение к их
ценностям. Вывод очевиден: от патриотических ценностей к общечеловеческим
ценностям, а не наоборот.
Памятка № 5 усиливает потребность в поиске нравственного потенциала русской истории. Фраза Ф. Тютчева говорит о том,
что все лучшее, что создано в России
хранится в её истории и в любой момент этот нравственный дух встанет на её защиту.
Почему Н. С. Аксаков
сравнивает историю России с житиями святых? Очевидно,
что нравственный потенциал русской истории так велик, что его хватит для других народов, ибо святые интернациональны.
Что может послужить источником
нравственного воспитания? И православное наследие русской истории, и
отечественная культура, и патриотический опыт русских и советских полководцев, и русская иконопись, и шедевры русского
искусства, и нравственное содержание советского
кинематографа, и народные обычаи и традиции, и деятельность выдающихся
деятелей науки и т.д.
Деятельность учителя здесь связана с умелой организацией подбора малоизвестного
материала с нравственным содержанием. Ниже будет приведен небольшой перечень
литературы с нравственным уклоном:
Повесть временных лет (о месте истории Руси в мировой истории): Повесть временных лет (о выборе веры Владимиром -
князем);
Жития святых:
а) о
Борисе и Глебе;
б) об Александре
Невском;
в) об Андрее
Боголюбском;
г) об Антонии и Феодосии Печерских;
д) о Сергии
Радонежском;
е) о Серафиме
Саровском и др.
«Поучение Владимира Мономаха
детям» (наставления сыновьям);
«Задонщина» (описание подвига
русских людей в
сражении с иноплеменниками):
«Домострой» (сборник
нравственных наставлений и правил для организации семьи и дома);
- «Юности честное зерцало» (дворянский этикет);
- «Наука побеждать» Суворова
(стратегия и тактика победы на войне);
- произведения,
раскрывающие русский патриотизм в
эпоху Смуты, Отечественной войны 1912 г., I и II мировых войн, Афганской и Чеченской войн.
Данные материалы можно использовать для составления нравственного кодекса
русского народа. В него могут войти следующие памятки:
Русская этика;
Русская семья;
- Основы русской державности;
Русская святость;
Труд и русские;
Русское домостроительство;
Русская красота;
-
Наука побеждать по-русски;
- Русские идеалы.
Ряд таких памяток можно прочитать в приложениях к данной работе. Эти памятки
учащимся могут составить сами ученики на основе наводящих вопросов, изучения документов на протяжении 1-2 лет.
Практически это выглядит так; учитель
в начале года дает каждому ученику перспективное задание на 1-2 года с нравственным подтекстом, а выполнение этого
задания проводится в различных формах, как это оговорит учитель.
Расширение диапазона исторических знаний нацеливает учеников на один результат пробудить любовь к Отечественной
истории. Для этого можно использовать памятку «Любить историю».
Любить историю - это любить ту землю, которая подняла тебя на ноги, и на
которой ты вырос.
Любить историю - это любить природу, которая отдала тебе свою силу и богатство.
Любить историю - это любить страну, чьи ценности ты унаследовал.
Любить историю это любить народ,
к которому ты
принадлежишь, который дал тебе жизнь.
Любить историю - это уважать то и тех, что было до тебя, без чего не
было бы тебя.
Любить историю - это учиться у прошлого, жить здесь и сейчас.
Любить историю - это понимать время и тех, кого сейчас нет, чувствовать их
рядом с собой и любить тех, кто ныне рядом с тобой.
Любить историю - это заботиться о грядущем и вечном.
Использование памятки позволяет показать горизонты, которые даются ученика
для постижения смысла истории, для того, чтобы учащиеся почувствовали связь времен на себе. Эта памятка носит
побудительный характер. Смысл этих положений сводится к тому, чтобы обратить
ученика к качественной самооценке своей
жизни, анализируя прошлое, жизнь людей, которые решали жизненные проблемы,
находясь в разных исторических ситуациях.
История должна дать ученику
истинные представления о вере народа (ценностях), истоках народа (откуда он
пошел, и что сделало его сильным), качествах народа (то, что отличало его от
других), ошибках народа (то, что ставило его под опасность существования), о
выдающихся типах величия (полководческое, государственное, творческое, научное,
святое), о выдающихся достижениях (о том, что оставил народ всему миру), о роли
его семьи в истории народа.
На уроке должна прослеживаться
ось: смысл жизни страны – смысл жизни изучаемых личностей – смысл твоей жизни.
Изучая исторические личности,
целесообразно изменить подход к оценке
величия этих людей. Мы предлагаем четыре критерия этой оценки:
1.Длина жизни (годы жизни)
2.Ширина жизни (сделанное в
жизни)
3.Высота жизни (соотношение целям жизни достигнутому)
4.Глубина жизни (испытание
вечностью)
А вот текст памятки "Величие
в истории"
1.Много разных имен в истории,
но разная слава стоит за ними.
2.Величие людей зависит от их
дел, а история только напоминает деяния. Дела одних светятся и поныне, согревая
светом целые народы, а дела иных продолжают источать зло.
3.Говоря о гениях и героях, не забывай о простых людях, чьи имена не вошли в
учебники, но они по праву принадлежат истории.
4.Чтобы осмыслить достоинства и недостатки человека ушедшей эпохи, надо посмотреть,
что он после себя оставляет.
5.Каждый велик на своем
месте, но долг одного не может быть обязанностью другого.
6.Полководец велик своими
победами, политик народным благом, творческий человек - своими творениями, святой - глубиной любви к Богу и
человеку.
7.Часто люди смотрят на свое прошлое из далекого будущего, но сами при этом находятся позади этого прошлого и по
образованию, и по культуре , и по чувству чести, которое потеряно во
времени.
8.Не думай о том, что тебя не знают люди, беспокойся о том, достоин ли
ты, чтобы тебя знали.
9.Часто величие человека
распознается после его смерти.
10.Как бы высоко ты не поднимался, помни, что ты всегда на пути к вершине.
11.В минуту опасности народ призывает созидателей и защитников Отечества, а
не говорунов и разрушителей.
12. В
геометрии есть 4
измерения: длина, ширина,
высота и глубина. Человеческую жизнь можно
измерить по тем
же параметрам и их
присутствие определяет качество жизни.
Можно оставить след в истории,
а можно наследить.
Любое деяние человека можно
оценить историей.
Памятка «Величие в истории»
помогает расширить кругозор, углубить знания, проникнуть
и понять смысл поступков разного типа личностей в истории. Она так же ориентирует учащихся на осмысление своих
запросов, потребностей и ценностей на
фоне исторических персонажей и выбрать для себя положительный или отрицательный опыт, оставленный в истории.
Подробности о том, как применить эту памятку на уроках будет рассказано
в разделе о технологиях, применяемых на уроках
истории.
|