Существуют группы методов воспитания, которые необходимо
использовать на уроках истории:
1) методы
убеждения;
2) методы организации деятельности учащихся;
3) возрастно-оценочные.
Они сформулированы в работе Л. И. Маленковой.
Методы убеждения
направлены на рациональную сферу отношения Убеждение это процесс логического обоснования какого-либо суждения, умозаключения.
Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и сознательное
отношение к ней учащихся, воспринимающих информацию исторического характера.
Процесс убеждения предполагает изменение сознания ученика, которое создает
готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с нею.
Следовательно, необходима явная или скрытая дискуссия, цель которой состоит в
достижении понимания и переживания.
Основное назначение
методов убеждения - убеждать учащихся в объективности, истинности, в жизненной необходимости
овладения общественно-ценными идеями,
взглядами, нормами поведения, критериями оценки окружающее мира, прошлого.
Существуют 4 группы методов убеждения:
информационные, когда
учащимся предлагаются в
готовом виде понятия и представления о добре и зле, истинности
и ложности, прекрасного и безобразного (например,
этика «Домостроя» или
«Наука побеждать» А. В.Суворова);
поисковые, когда
учащиеся включаются в
поиск ответов на поставленные
проблемы (например, что есть положительное или отрицательное в изучаемой эпохе, периоде Отечественной истории,
деятельности ряда исторических личностей: Ивана Грозного, Петра I, Екатерина II, Сталина, Горбачева и т.д.);
дискуссионные, когда учащимся предлагаются различные пути
решения нравственных, этических, религиозных
проблем (например, по какому пути могла пойти
Россия в 1917 году, если бы не произошла Октябрьская революция и т.д.);
взаимного
просвещения, когда понятия
обогащаются взаимным участием через различные организационные
формы доклады, устные журналы, дневники, выставки творчества, коллективные газеты, диспуты и т.д.).
Выбор и
результативность методов убеждения определяется технологией и педагогической техникой их
исполнения. Назову некоторые из них:
компетентность и убежденность самого педагога в предмете
убеждения;
актуальность избранной темы;
опора на имеющийся ученика опыт;
тщательный отбор содержания, обеспечение активной позиции ученика;
общий позитивный фон (такт, тон, стиль);
учетно-возрастные
и половые особенности детей;
ставка на
индивидуальность;
оснащенность пособиями и техническими средствами;
этико-эстетическая выразительность педагога
(речь, внешний вид, организационная четкость)
Другая группа методов - методы организации
деятельности учащихся, которые призваны
воздействовать на поведенческую деятельностную сферу формирующегося отношения. Их цель научить учащихся
определенным навыкам умениям, формам поведения от простейших действий до
сознательных актов. В их основе лежит
практический опыт людей, которые приобретали его деятельно. Богатая
палитра этих методов выглядит так:
педагогическое
требование - перевод воспитания от внешнего к внутреннему и превращение механизма воспитания в
самовоспитание. Содержание требования определяется
общественными нормами истины, добра, красоты.
По форме они могут быть
прямыми (предписания, инструкции, памятки) и косвенными (просьба, совет,
намек, рекомендация, подсказка);
приучение -
организация выполнения учащимися определенных действий, превращающихся в
привычные формы поведения в логике истины, добра и красоты. Приучения могут осуществляться в форме следования
определенным правилам культуры
поведения, выраженных в обычаях, традициях, правилах этикета;
упражнения многократные повторения,
закрепления, упрочения и совершенствования социально-ценных
и личностно-значимых действий и поступков нравственного поведения;
создание
воспитывающих ситуаций, в
которых ученик становится
в ситуацию выбора
определенного решения, варианта поведения;
пример из истории в
форме социальных правил, предписаний, оценок, традиций, обычаев.
Методические правила
позволяют педагогу технологически верно инструктировать различные
варианты методов организации деятельности учащихся. Вот некоторые из них:
цель организации должна быть полезна для общества,
других людей и субъективно
переживаться как личностно-значимая, приносящая
удовлетворение каждому из участников;
коллективная деятельность предпочтительнее
индивидуальной;
обеспечение активности каждого ученика как участника
деятельности, технологическая четкость;
позитивная оценка и постоянный педагогический анализ и
корректировка;
скрытая педагогическая позиция
учителя, организующего
деятельность детей.
Третий вид методов получил название возрастно-оценочных,
сущность которых сводится одобрению и
осуждению, поощрению и наказанию. Их назначение, регулирующее через эмоционально-волевую сферу проявляющихся
положительных и отрицательных качеств личности учащихся: стимулирование
положительных и торможение отрицательных,
роль этих методов будет описана ниже в разделе «Воспитание
нравственности личностью учителя».
Все методы воспитания опираются на опорные точки:
природа, культура, люди, дела, я. Опорные
точки существуют и при изучении истории. Среди них можно выделить следующие:
1.События прошлого и настоящего;
2.Идеалы и ценности;
3.Люди и личности;
4.Отечество;
5.Сам человек
6.Бог
Данные элементы можно дополнить:
1.Язык
2.Семья
3.Традиции
4.Культура
Таким образом, методические правила включают в себя
следующие:
1.Изучать все точки опоры во взаимосвязи (события-человек,
отечество-человечество, люди-идеалы);
2.Главное – установить связь между этими понятиями,
формируя мировоззрение;
3.Показать, как по - разному отражаются эти понятия в духовной
культуре человека.
II. Обобщение педагогического опыта по
нравственному воспитанию человека, гражданина и патриота
|