Основное содержание
методов нравственного воспитания было описано в теоретической части
работы. В данном параграфе будут проанализированы различные направления
методики нравственного воспитания в практическом русле, подробно останавливаясь на технологиях, используемых для реализации этой
задачи.
Основными
направлениями нравственного воспитания можно назвать следующее:
1. Уроки должны быть направлены на поиск нравственного решения, стимулирование нравственной
самооценки через сравнивание
свей позиции с изучаемым предметом нравственной
деятельности.
2. Уроки должны
быть направлены на
формирование
эмоционально-чувственной стороны у ребенка.
3.На уроках
должны присутствовать новизна фактов и ситуации.
4.Уроки
должны быть результативными в
достижении нравственной истины.
5.Уроки должны затрагивать одни и те же
нравственные категории в разных
эпохах.
Исходя из направлений нравственного воспитания, можно
выделить этапы нравственного воспитания:
Обеспечение
субъективности позиции учеников;
Осознание учениками
ценности человеческой личности и ценность собственной жизни, как основы
нравственного воспитания и развития;
3. Обеспечение этической рефлексии изучаемого
объекта и самих себя.
Наиболее доступной и
эффективной для создания условий нравственного воспитания на уроке истории является методика этического диалога.
Процесс осуществления этой методики распределяется по следующим этапам;
Завязка, выявляющая проблему;
Процесс взаимодействия
в логике диалогического общения по выявленной проблеме;
Точка кульминации и выход на вечную тему.
Нравственный выбор.
Последующее личностное
раздумье
Этические диалоги
могут быть следующими:
Диалог голосов - размышление по актуальным нравственным
вопросам (мысль в слове);
Диалог образов -
осмысление исторических образов;
Диалог логик равноправность общения
разных культур по
вечным вопросам бытия.
Учитель должен
воздействовать на три человеческие способности: разум, сердце и волю. Развитие
разума имеет перед собой цель сделать человека правдивым и мудрым. Правда
заключается в том, чтобы человек познал самого себя и мир, т. е. открыл бы
Истину. А мудрость заключается в том, чтобы он умел жить в соответствии с
истиной.
Воспитание
сердца связано с наукой любви. Учитель
может показать, что любовь проявляется
на разных уровнях:
1.физическом – любовь
к телу;
2.душевном – влечение
к душе человека;
3.духовном – любовь к
другим больше, чем к себе;
4.Божественном –
любить Бога, всех, включая врагов личных, всегда и при любых обстоятельствах.
Учитель истории может показать на
историческом материале личностей с разными уровнями любви, а ученик сам решит,
что ему ближе. Сердце, наполненное любовью, умеет подчинять материальную
сторону жизни духовным потребностям.
Развитие воли дано человеку для того, чтобы
он умел делать свой нравственный выбор. Выбор бывает между добром и злом, двумя
проявлениями зла (выбор меньшего зла), двумя проявлениями добра (выбор
наибольшего добра). Методически учитель
может поставить ученика в ситуацию выбора на материале истории. На Руси всегда
видели две воли – добрую (Божью) и злую (дьявольскую). Учитель может показать, что свобода выбора есть и в концлагере, и в пустыне, и на войне, и в мирное время.
Чем отличается учитель от преподавателя?
Учитель – это преподаватель предмета
плюс воспитатель, а преподаватель – это учитель минус воспитатель.
Учитель только отправляет ученика в путь.
Истина – это цель, а руках ученика компас времени – история. Древние китайцы
говорили, что у человека есть три пути, чтобы поступать разумно:
1.благородный –
размышление;
2.легкий – подражание;
3.горький – опыт.
Все три пути должны присутствовать на уроке.
Педагогические
технологии, используемые на уроке истории по нравственному воспитанию, могут быть следующими:
Технология
рассмотрения исторических событий глазами разных людей;
Технология переноса в
изучаемую эпоху или событие;
Технология духовного эпицентра;
Технология «Имя в истории»;
Технология этнопедагогики;
Технология изучения нравственных качеств в разные
исторические эпохи;
Технология выхода на вечную тему;
Технология познания
духовных ценностей в опережающем порядке;
Технология оценки
исторического портрета с нравственной позиции;
Технология бинарного урока;
Тренинговая
технология.
Рассмотрим сущность каждой из этих технологий в
отдельности.
|